А. В. Суворов как идеал русского человека

Имя великого русского полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова (1729–1800) не забыто и в России, и за рубежами ее. О Суворове написано огромное количество книг, статей и монографий. Вроде бы и добавить совершенно нечего. Однако, мне кажется, что не сказано главного. Александр Суворов – это идеал русского человека, до которого дорасти очень и очень трудно. Суворов – это русский человек будущего, а не прошлого. Нельзя все сводить к полководческому гению, в конце концов военных гениев история знает много. Сам Александр Васильевич чтил Александра Македонского и отмечал великий талант Наполеона Бонапарта.

Суворов отличался качествами, необходимыми русскому для естественной, если угодно органической, а не механической жизни. Он был трудолюбив, занимался самообразованием, никогда не ставил себя выше простого солдата и отлично понимал потребности своего народа.

Всем тем, кто интересуется историей Российской Империи XIX знаком лозунг, сформулированный министром народного просвещения С. С. Уваровым (1786–1855) в 1833 году: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить – имеем мы три главных:

1) Православная Вера.

2) Самодержавие.

3) Народность.»

Являясь младшим современником Суворова, вряд ли Уваров был с ним знаком, но вот через 33 года после смерти выдающегося русского полководца Сергей Семенович выдвинул формулу жизнеспособности Российского государства, носителем которой явно был Александр Васильевич. То есть «Православие, Самодержавие, Народность» –  это не пустое сотрясение воздуха или изведение чернил и гербовой бумаги, а то, что было подчерпнуто из реальной русской жизни. На сем и держалась Русь-Россия от Александра Невского и до императора Николая II.

Кстати, сам Уваров писал: «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру – то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении.»

Так давайте поучимся у предков наших, у того же Александра Васильевича Суворова.

В советских учебниках истории как-то забывали написать об особой верности Суворова Православию.

Каюсь, что эта статья, посвященная русскому гению, у меня далеко не первая. Так вот, еще в 2013 году, я получил такой отклик: «Любой советский школьник (если не дурак конечно) и так понимал, что Суворов А. В. был верующим человеком, т.к. в то время религия была частью государственной идеологии Российской империи, короче все были верующими.

Хорошо это или не очень, это отдельный вопрос. Во всяком случае, советская идеология показала свою приемлемость и жизнеспособность для общества, не хуже религии.

Автор статьи видать скромно изучил вопрос по данной тематике. Ведь даже в фильме «Суворов» 1940 года выпуска (снятый ещё при атеисте Сталине), были цитаты Суворова, в том числе и с упоминанием бога.

Да и в др. фильмах на историческую тему, снятые в СССР, были упоминания религии.

И вообще, к чему было выпячивать религиозность Суворова А.В.?

Ведь на первом и главном плане было его умение в военном деле, находить общий язык с солдатами, его вклад для родины, что замечательно характеризует этого человека.»

Тогда я отвечать не стал. Мой оппонент вряд ли бы стал воспринимать аргументы. А советская идеология точно показала свою жизнеспособность – государство развалилось примерно за 70 лет, а христианская Русь, пройдя через немыслимые испытания, прожила со времен Крещения Руси и до 1917 года. И даже во время Третьей Отечественной войны, товарищ Сталин вынужден был обратиться к источнику бытия России – к Православию и припомнить и святого благоверного Александра Невского и верующего «мракобеса» Суворова, да и разрешить избрание патриарха.

А религиозность Суворова выпячивать действительно не к чему. Это ведь такая «мелочь». Три полководца не имели поражений в истории России: Александр Невский, Александр Суворов (небесным покровителем которого являлся первый) и Федор Ушаков. Один раз – это можно свести к роли случая, но три, уж никак нельзя притянуть к нему же.

Суворов молился от души в Кинбурне, при Рымнике, на поле битвы при Треббии. Все это скрупулезно зафиксировали очевидцы, отнюдь не принадлежащие к радетелям Православия. Русские же свидетели говорят четко, что Суворов молился перед каждым сражением. Кроме того, Александр Суворов строил церкви (не менее 4-х) и школы, где детям преподавали Закон Божий. Полководец любил петь в церковном хоре и в предчувствии смерти написал «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу».

И давайте откроем суворовскую «Науку побеждать»: «Помилуй Бог! Мы, русские, Богу молимся: Он нам помощник; Царю служим – он на нас надеется и нас любит, и нас наградит… Кого из нас убьют – Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы – нам честь, нам слава, слава, слава»; «Войско необученное, что сабля неотточенная… закаляй и береги богатырское здоровье, особливо от распутства. Обучай с разумом: от ржавчины да от плохой точки больший оружию вред, нежели от рубления; дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ: безверное войско учить, что железо перегорелое точить»; «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву! Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!»

Вот кем был Суворов! Из его же слов узнаем о православной вере и откровенном монархизме.

Александр Васильевич долгое время находился в натянутых отношениях с императором Павлом Петровичем. На то были объективные и субъективные причины. Планы свержения императора Павла Первого имелись задолго до 1801 года. Но заговорщиков останавливало и мнение Суворова, столь авторитетного и в гвардии, и в армии. Суворов просто бы расстрелял тех, кто смел бы покуситься на монаршую особу. Суворов умирает и простор для заговора открыт.

Народность, как связи народа и власти, а как не крути, но Суворов принадлежал к русской элите, проявляется вполне четко. Александр Суворов ценил и любил солдата – бывшего крестьянина. И о своих крепостных Суворов заботился. И наверно, главное, полководец требовал сбережения рядовых: «Кто не бережет людей – офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет.»

И нельзя забыть завет русского человека Александра Суворова: «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.»

Не на Пугачевых, Лениных и Троцких всегда держалась Россия, а на Суворовых и Пушкиных. И это отменить нельзя ни чем, если не совершать искусственного насилия над нашей историей.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: