Андрей Боголюбский и его эпоха

Святой Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский (1111(?)−1174) был человеком, опередившим свое время. Чтобы это понять, следует обратиться к истории домонгольской Руси. Только необходимо избежать соблазна, ограничивавшего даже выдающихся советских историков, переносивших феодализм из Европы на Русь.

В конце концов феодов (с соответствующими атрибутами), как таковых, не имелось. А русские земли по своей структуре напоминали больше древнегреческие полисы – города-государства (с прилегающими полугородскими и сельскими общинами) вроде Афин, Спарты, Фив, Милета и т. д. Об этом дореволюционные историки хорошо знали, достаточно вспомнить имена В. О. Ключевского, А. Д. Градовского, Н.И. Костомарова, Д. Я. Самоквасова, В. Пассека и др. После 1917 года похожие идеи развивал И. Д. Беляев, а законченная концепция была показана в трудах И. Я. Фроянова и А. Ю. Дворниченко.

Единство Древней Руси цементировалось общим языком, общей религией – Православием и Домом Рюриковичей.

Впрочем, в русских землях огромную роль играли вече и местное боярство. Князья достаточно легко перемещались из одной земли в другую, преимущественно по принципу лествичной системы, который неоднократно пытались нарушать, но он все равно действовал. Причем, русские города-государства могли приглашать определенных Князей, изгонять или даже убивать неугодных. А это осуществимо лишь при наличии достаточного количества вооруженных мужчин, способных противостоять отнюдь не многочисленной княжеской дружине. Князья пользовались большой властью, но удержать ее и передать по прямой наследственной линии − от отца к сыну, за редким исключением, не могли. Чему мешали: «лествица» − пережиток родового права и вече вкупе с боярством…

В «Слове о погибели Русской земли» (XIII в.) есть следующие строки, четко обрисовывавшие границы Руси: «Отселе до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании, и за Дышючимъ моремъ; от моря до болгаръ, от болгарь до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до моръдви, − то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которымъ то половоци дети своя полошаху в колыбели. А литва из болота на светъ не выникываху, а угры твердяху каменые городы железными вороты, абы на них великый Володимеръ тамо не вьехалъ, а немци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ. Буртаси, черемиси, вяда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера…»

«Погибель Русской земли» пришла в XIII столетии от Р. Х. Русь была слишком лакомой территорией, как для врагов со стороны Великой степи, так и с запада. Во время Великого Князя Андрея Боголюбского в Европе уже формируются рыцарские ордена, ориентированные на захват земель язычников, иноверцев и «схизматиков». Отметим, что Константинополь – столица великой православной Ромейской Империи (Византии) оказался захвачен крестоносцами примерно через 30 лет после гибели Андрея Юрьевича. А на востоке Великой степи запустились процессы объединения кочевых племен, которые привели в 1206 году к власти Темучина, принявшего имя Чингисхана.

Андрей Боголюбский, по отзывам современников, имел достаточно неплохую информацию о том, что происходило за пределами Руси. Но скорее в его делах прослеживается роль Божественного Промысла.

По сути, до 1155 г. он ведет себя в соответствии с традициями Княжеского рода Рюриковичей и ветви Мономашичей. Князь участвует в походах вместе с отцом и самостоятельно. Получает во владение и кормление отдельные города и земли, переходя с одного места на другое по воле старшего в роду: Вышгород (1149), Пересопицу + Дорогобуж, Туров и Пинск (1150), Рязань (1154), опять Вышгород (1155). Правда, из общей канвы выбивается его самовольный уход в 1151 г. во Владимир-на-Клязьме, вызванный протестом в отношении поступка отца – Великого Князя Юрия Владимировича Долгорукого, решившего нарушить «крестное целование» о мире с Князьями Изяславом Мстиславичем и Вячеславом Владимировичем. Но фактически это тоже соответствует обычаям, возникшим среди Рюриковичей.

В 1155 году Князь Андрей вновь самочинно уходит в Северо-Восточную Русь. Однако теперь происходит серьезный разрыв с привычным порядком. Из Вышгорода во Владимир Андрей Боголюбский переносит икону Пресвятой Богородицы, ныне известную как Владимирская. А также он забирает с собой святыню – меч Святого Князя-мученика Бориса.

В летописях откровенно говорится о мотивах его действий: «Князь Андрей Боголюбивый смущашеся о нестроении братии своея и братаников и сродников и всего племени своего, яко всегда в мятежи и волнении вси бяху и мнози крови лияше, — скорбяше о сем… и восхоте итти на великокняжение в Суздаль и Ростов, яко там рече спокойнне есть».

После смерти в Киеве Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Юрьевич становится Князем Суздальским и Ростовским, то есть фактически правителем почти всей Северо-Восточной Руси. Но главным своим городом Князь делает Владимир, который считается «молодым» по сравнению с Ростовом и Суздалью. Крепостные стены были отстроены только после 1108 г. при Владимире Мономахе, а до этого городской статус Владимира-на-Клязьме вряд ли имел.

Во Владимире Андрей Боголюбский мог чувствовать себя более уверенно, чем в Ростове и Суздали, где имелись и коренное боярство, и привычное самоуправление.

Владимир не был «полисом». А потому Князь Андрей Боголюбский получал возможность править самовластно, опираясь на «милостников» (младшую дружину) и выходцев из незнатных слоев общества.

Исторически Святой Благоверный Князь Андрей пытался пройти по пути Равноапостольного Императора Константина Великого, перенесшего столицу Римской Империи в Константинополь, что потом оправдало себя.

Попытку учреждения отдельной от Киева митрополии в 1160-х гг. Князь Андрей Боголюбский предпринял отнюдь не в сепаратистских целях. Тогда в принципе сепаратизм (в современном нам понимание термина) был невозможен, ибо национальных государств не существовало.

Как известно эта идея потерпела крах, что уже сокращало возможности для реализации планов Андрея Юрьевича, а они по косвенным данным состояли в том, чтобы превратить Русь в сильное централизованное государство.

Киев в качестве объединительного центра явно не подходил, так как являлся «яблоком раздора» среди русских Князей, да и демографическое состояние Южной Руси желало лучшего. Самое активное население с юга страны активно передвигалось на север, подталкиваемое к этому нехваткой пахотной земли и постоянными набегами кочевников. Города Галич, Переславль, Вышгород, Стародуб, Перемышль и др. в Северо-Восточной Руси получили названия не случайно. Да и в гидронимике влияние Южной Руси тоже сказалось, достаточно вспомнить реки Трубеж, Почайну и Десну.

Надо еще учесть, что и былины из киевского богатырского цикла сохранились на севере Руси, но оказались забыты на ее юге.

Владимир должен был стать столицей обновленной Руси. Князь Андрей Боголюбский по данной причине построил и Успенский собор, и Золотые врата, как бы в пику старому центру. При этом Золотые врата во Владимире отсылают нас к Золотым воротам Константинополя и Иерусалима.

Кроме того, святой Князь приказал построить, ныне знаменитый на весь мир, храм Покрова на Нерли, недалеко от своей резиденции в городке Боголюбово, им же основанном. Появление Покровской церкви здесь явно пересекается с учреждением или, что более вероятно, восстановлением в русском православном церковном календаре праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

При Андрее Боголюбском также получил распространение торжество в честь Всемилостивого Спаса, приходившееся на начало Успенского поста.

Как мы видим, Князь хотел объединить Русь и физически, и духовно вокруг нового государственного центра. Об этом свидетельствует и то, что сам великий Князь Андрей Боголюбский фактически отказывается от киевского престола. Он лишь помогает дружественным ему Князьям или родственникам в занятии Киева.

В итоге политика Андрея Юрьевича четко вела к созданию сильной державной власти на Руси, но она прервалась из-за злодейского убийства Великого Князя в результате боярского заговора в 1174 г. И как знать, не встретила бы русские нашествие хана Батыя в 1237-1240 гг. во всеоружии, а не так, как приключилось в реальности, – с раздраем и «каждый сам за себя», если бы Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский завершил свои дела по преобразованию страны в полном объеме.

Гибель Андрея Боголюбского трагически сказалась на ходе нашей истории, точно также, как и мученическая смерть Императора Николая Александровича, произошедшая в день памяти Святого Князя.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: