Баян для козы, миражи Хельсинки и аксиополитика

У моей соседки есть коза. Отличная коза: молоко дает регулярно, орет в меру, любит похрумкать веточками и почесать рога о забор. Так вот смею утверждать, что сей животине баян не нужен. Даже и производства известной фирмы. Просто ценности у нее другие. Не плохие и не хорошие, а обыкновенные – козьи. Обвинять козу в этом не будем – против природы не попрешь. И такую данность следует принимать как данность – спокойно и рассудительно.

Жаль, но человек часто оказывается тупее козы. И именно потому, что умнее. Диалектика-с. Людям свойственно воображать, что ценности сами по себе разносятся по миру неким культурным ветром и сами же по себе усваиваются всеми, вне зависимости от рода, племени, привычек, обычаев, религии и истории.

По большому счету перед нами одна из самых страшных иллюзий хомо сапиенса. Миражи же и иллюзии в аксиополитике (термин И. Андрушкевича) играют роль оружия, которым можно разрушить вражескую державу, не прибегая к атомному или биологическому удару. Если продолжить сравнение, то козе предлагается вместо капустной кочерыжки баян и им предписывается питаться. Боюсь, что при подобном раскладе коза не только перестанет доиться, но и рожки ножки откинет.

В аксиополитике существует несколько способов удавить ненавистную общественно-государственную систему противника: скрестить ложные ценности с ценностями врага; заместить аборигенные ценности пришлыми; перемешать истинные ценности, взятые из культуры-ксении, с подлинными же ценностями из автохтонной культурной сферы – в результате возникает культурная шизофрения; впрыснуть яд «денежного фетишизма».

В реальности способы и методы комбинируют. Аксиополитическая война всегда является сложной и многоходовой и длится долго (не год, и не десять лет!).

Созидателем ценностей неизменно выступает весь народ, но вот защитником и популяризатором их является элита. Вся нация в целом не имеет условий постоянно думать лишь о высоком. Кто-то должен пасти баранов, добывать уголь, пахать землю и выпекать хлеб.

«Желябов рассказал трагикомическую историю своего народничества. Он пошел в деревню, хотел просвещать ее, бросить лучшие семена в крестьянскую душу; а чтобы сблизиться с нею, принялся за тяжелый крестьянский труд. Он работал по 16 часов в поле, а, возвращаясь, чувствовал одну потребность растянуться, расправить уставшие руки или спину, и ничего больше; ни одна мысль не шла в его голову…» (Цит. по: Нестеров Ф. Ф. Связь времен. – М.: Молодая гвардия, 1980.).

Замечательный пример! И он многое объясняет. Народ дышит своими ценностями, особо-то и не думая о них. Он работает. Свободного времени минимум. Зато элита, отставленная от тяжелого труда, имеет досуг, который она обязана использовать для защиты ценностей. Досуг элиты не для куршавельских посиделок предназначен, но для исполнения главного аксиополитического долга. Но… Элите свойственно думать, что она стала элитой в силу своих особо выдающихся способностей и досужее время следует отдать не исполнению долга, но реализации личных прав. Элита забывает, что народ выделил ее, выпестовал и наделил правами.

Впрочем, забывчивость характерна для молодых поколений элиты, рожденных внутри ее. Ранние элитарии, только что оторвавшиеся от национальной пуповины, еще помнят о соприкосновении с глубинами народной жизни. А вот позже начинается процесс настоящего отмирания: хочется выделиться из массы, а раз так, то важно отбросить ценности, ею исповедуемые. И здесь элита предает народ, устремляется к чужому, выбрасывая на помойку свое. И закономерно превращается в культурного оборотня и… жертву аксиополитической войны. Элита, считая, что заимствовав посторонние ценности и отпочковываясь от народа, она возрастает в независимости, в реальности же становится служанкой и рабой чужой, более мощной элиты.

Элита и общественно-государственная система Российской империи были угроблены первыми двумя способами, а СССР размололи третий и четвертый аксиологические жернова.

1975-й – самый трагичный год в истории Советского Союза. Это год капитуляции советской элиты перед западными ценностями, год культурного предательства, год фиксации духовного разложения. Без  Хельсинкскойдекларации впадания в аксиологическую шизофрению никогда бы не произошло. А различные «правозащитные» (читай – откровенно враждебные советскому строю!) организации не получили бы карт-бланш на подрывную деятельность, да и война в Афганистане не смогла бы сопровождаться всем тем информационным негативом, который буквально затопил несоциалистические страны после 1979 г.

В Хельсинки ценности врага обозначили как свои. Обозначили и подписали… Не декларацию, а смерть российскому государству. Горбачевщина вылупилась из хельсинского яйца.

После распада СССР западные элиты декларацию дружно забыли (в ней имелись положения, невыгодные «цивилизованному миру»). Принцип нерушимости границ отбросили моментально. Впрочем, чего уж тут скрывать, не собирались ему следовать никогда. Огромное количество западных политиков в той или иной степени прошло через иезуитские школы или колледжи. А у иезуитов имелся постулат, известный как «ментальная резервация». Проще всего суть его передается так: на словах – «Я обязательно выполню обещанное», а мысленно резервируется – «До того предела, пока мне клятва не помешает». Поэтому обвинять Запад в применении двойных стандартов в политике так же нелепо, как и обучать гиену не вкушать падаль…

Питирим Сорокин – русско-американский социолог, профессор Гарвардского университета – разработал теорию исторического процесса, рассматривая последний через призму смены культурно-социальных сверхсистем. В Европе и США сию теорию знали и воспользовались ею в 70-е гг. XX века в аксиополитической войне против СССР. Советскому суперэтносу были навязаны ценности дегенерирующей чувственной культуры, а ценности идеациональной культуры выморозил «денежный фетишизм».

Сейчас мы сидим у разбитого культурного корыта. А в него нам сыпят всяческие отбросы: содомию, ювеналку и т. д. И смотрят на нас, как на козу с баяном. И что же остается делать? Вспомнить, что мы – человеки, взять хотя бы и гармонику, да и с песней: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг…» – вперед по улицам, от дома к дому, от души к душе…

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: