Дабы день победил ночь
Нам очень тяжело представить ту эпоху, в которую довелось жить святому благоверному великому князю Александру Ярославичу Невскому. XIII век – жестокое время, подведшее черту всему периоду Киевской Руси.
Если примерно до XII столетия Русь отличалась высоким уровнем развития культуры, князья открывали школы, библиотеки и поощряли художественные ремесла, образованные люди могли знать несколько языков, а строительство храмов и монастырей достигло невиданных масштабов, то затем начался спад. На смену общенациональным интересам пришли местечковые, и даже жители отдельных русских земель стали относиться к своим соседям как к иностранцам. Междоусобные войны становятся хроническими. Соответственно, упадок настигает и культуру. За светлым днем на Русь наползают сумерки.
В 1204 году армия западных крестоносцев овладевает столицей великой православной империи Византии – славным городом Константинополем. И это был страшный психологический шок для русских. Раньше нельзя было и подумать о поругании и разграблении святынь Царьграда католиками. Но это случилось. А на патриаршей кафедре устроился латинский патриарх.
Епископат Руси не признал назначенца римского папы. По всем важным вероучительным и административным вопросам русские старались получить ответы в г. Никее у православного византийского патриарха.
В 1237-1240 гг. Русь подвергается разгрому при татаро-монгольском нашествии. Погибло множество людей, города и деревни разорены, пошатнулась сама княжеская власть. В этих условиях православный человек, воспринимающий мир через призму Слова Божьего, не мог не ощущать постепенное надвижение ночи – конца Руси.
Однако Бог, видя раскаянье народа, посылает на помощь ему своих избранных святых. Каждый святой приходит на грешную землю в тот час, когда он больше всего нужен.Святой благоверный великий князь Александр Невский по воле Господа нашего Иисуса Христа и был призван превозмочь ночь упадка, охватившую Русь в середине XIII века.
Историк Н. А. Клепинин следующим образом характеризует святого Александра Невского:
Он никогда не пытался делать невозможного ради своей чести, даже ради чести своей земли. У него ясный и трезвый взгляд и смирение перед силой жизни с ее подчас непреодолимыми препятствиями. Поэтому в его пути свобода и широта. Он был выше всех его окружавших и не боялся уступать им, не упорствовал в малом и не втягивался в мелкие происки политической борьбы. Мелочи жизни никогда не затмевали для него главной цели. Он шел путями, которые были реальны и возможны. Эти пути были для него второстепенными, а служение главным. Но именно потому, уступчивый в мелочах, там, где честолюбие или ослепление восставали против того, в чем он видел Божию правду, он становился твердым и непреклонным. И тогда для достижения своей цели он твердо пользовался своей властью и своим правом карать. Он принимал народ со всеми его недостатками и грехами. Если народ в своем ослеплении шел против своего собственного блага, святой Александр не потворствовал ему. В своей действенной любви к народу, даже принуждениями и карами, он вел к тому, в чем видел и благо, и Божию волю, несмотря на ропот и сопротивление.
Такой вождь и был необходим народу, растерявшемуся от свалившихся на него бед.
Историки констатируют, что Русь XIII столетия представлялась современникам как отображение Древней Иудеи. А потому и припоминались строки, сказанные ветхозаветными пророками о том, что надо хранить истинную веру, смиряться перед Вавилоном и не заключать союзов с Египтом. Под Вавилоном русские понимали Орду, а под Египтом католический Запад. В этом отношении поступки благоверного князя Александра Невского, взявшего курс на сближение с Ордой и жестко противостоявшего католикам, находили понимание и оправдание. Да и сама жизнь четко говорила об этом же. Русский князь Даниил Галицкий и литовский князь Миндовг, принявшие от римского папы королевские короны, совершенно не получили помощи от Запада для борьбы с Ордой. Так что святой князь Александр Невский поступил гораздо дальновиднее этих правителей.
В дальнейшем история окончательно расставила все по местам: Галицкое княжество утеряло независимость, и его территории разделили близлежащие государства. Судьба Литвы была несколько иной. Великое княжество Литовское расширяло в течение века свою территорию за счет поглощения русских княжеств. Но и ее поглотила католическая Польша, пусть и гораздо позже, чем земли Даниила Галицкого.
Вообще аналогии Руси и древней Палестины просматриваются постоянно. Скажем, те же литовцы, остававшиеся язычниками в XIII веке, совершавшие набеги на русские территории, грабя все, что попадалось под руку, легко принимались русскими как подобие филистимлян. Урон Руси литовцы наносили немалый. Летописцы рассказывают, что захватчики угоняли и людей, и скот, да так, что по приграничным деревням некому и не на чем было пахать.
Из учебников хорошо известны две выдающиеся победы святого Александра: первая – в 1240 году над шведами (на реке Неве) и вторая – в 1241 г. над немецкими крестоносцами на льду Чудского озера. Но вот о сражениях против литовцев узнать что-нибудь из учебника сложно. А ведь в 1245 году Александр Невский трижды разбивает литовцев, приходя на помощь соседям. Здесь самое сложное сражение произошло под Торопцом, когда удалось не только освободить пленных, но и полностью разгромить литовское войско. Летописец говорит о гибели семи литовских княжичей.
В 1256/1257 гг. князь Александр совершает зимний поход на территорию, где ныне расположилась Финляндия. Он проходит ее насквозь, несмотря на жесточайшие морозы и пургу. Русский правитель поддержал карел, принявших православие, против языческого племени еми (тавастов) и шведов, пытавшихся подготовить базу для удара по «схизматикам» – русским и западным карелам в финских землях. Данный поход, завершившийся полным успехом, предотвратил вторжение на Русь с северо-запада.
Имя Александра Невского стало настолько грозным для его противников, что в 1256 году произошло весьма знаменательное событие. В устье реки Наровы шведы, датчане, привлекшие наемников-эстов, решили построить крепость. Данная схема была хорошо отработана западными покорителями Прибалтики: возводилось укрепление, а затем подчинялась и территория, находящаяся рядом, потом экспансия продолжалась. Но только слух, распущенный новгородцами, о том, что князь Александр идет с дружиной против захватчиков, заставил иноземное воинство бросить строительство и поспешно бежать.
Соработником благоверного князя Александра надо признать митрополита Кирилла Киевского (1250-1281), своею деятельностью подготовившего перенос митрополичьей кафедры из умирающего Киева в молодой город Владимир. Владыка Кирилл помогал великому князю не только на Руси, духовно окормляя и наставляя паству, но и на дипломатическом фронте. Митрополит не только поддерживал святого Александра Невского в борьбе с католиками и западными язычниками, но и способствовал успеху дипломатических начинаний великого князя в Орде. Радением митрополита Кирилла в Сарае – центре ордынского управления на Волге была учреждена православная Сарайская епархия. Она являлась чрезвычайно нужной, ибо в городе Сарае сосредоточилось большое количество православных христиан, угнанных в плен. И именно митрополит Кирилл возвестил народу о кончине благоверного великого князя Александра Невского:
Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!
Солнце зашло, но оно вспыхнуло вновь над горизонтом в 1380 году, когда потомок святого Александра Невского – святой князь Димитрий Донской наголову разбил полчища темника Мамая. Ночь не бывает вечной, если с нами Бог! Это доказал своим житием святой благоверный великий князь Александр Невский.