Дореволюционная школа в России и Старом Осколе
Великому русскому педагогу и реформатору церковно-приходской школы С. А. Рачинскому принадлежат слова: «Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это – вопрос роковой и грозный. От качеств ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы мира».
И это совсем не преувеличение. От школы зависит качественное развитие любого народа, и чем здоровее и целостнее система образования, тем выше духовный и физический потенциал развития общества и государства.
Русское дореволюционное образование обычно числится отстающим по отношению к европейскому. Но это далеко не так. Просто Россия запоздала с созданием системы образования. Справедливости ради надо отметить, что до начала XIX века таких систем не было ни в одной из стран мира. Но бурный рост промышленности привел к возникновению образовательных систем в Англии, Франции и Германии примерно к 80-м годам XIX столетия. В России единая система образования начала формироваться в царствование императора Николая I и окончательно оформилась уже при Николае II. Таким образом, на становление ее пришлись годы с 1825 по 1917. Причем при императоре Николае Александровиче (годы правления 1894-1917) произошел серьезный скачок в развитии образования в России на всех его уровнях: от начальной школы и до высшей. И это неудивительно. Казна начала достаточно споро вливать средства в систему образования. По данным великого русского социолога Питирима Сорокина (1889-1968), в 1914 году бюджет министерства народного просвещения (только расходы на народное образования!) составил 161 630 000 золотых рублей, а на 1917 год было запланировано 214 221 000 золотых рублей. (Для сравнения: в 1903 году бюджет министерства народного просвещения составлял 39 353 000 золотых рублей). И это без учета трат на образование другими министерствами и ведомствами. Дореволюционный исследователь церковной школы А. М. Ванчаков приводит следующие факты: в 1909 г. казной было отпущено на учебные заведения под эгидой Русской Церкви 10 065 509 руб., а в 1915 г. – 21 869 479 рублей. То есть обнаруживается, что рост государственных расходов на образование в начале XX века идет постоянно и стремительно увеличивается. И это приносит свои плоды. Достаточно ознакомиться с таблицей (приводится по книге: Б. Г. Галенин. Царская школа):
К 1917 году система образования выглядела так: первый уровень – школы грамоты, низшие и начальные школы с разными сроками обучения (от 1 года до 4-5 лет), второй уровень – общеобразовательные и высшие начальные школы и другие учебные заведения (в т. ч. и прогимназии), третий уровень – классические гимназии, реальные гимназии и училища, женские гимназии, кадетские корпуса, духовные семинарии и т. д. Четвертый уровень – императорские университеты и высшие учебные заведения, принадлежащие министерствам и ведомствам.
Основной задачей Николай II и правительство ставили доступность школы для детей из сельской местности (в радиусе трех верст), приближение высшей школы к провинции (стимулировалось открытие и развитие вузов в губерниях, а не только в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве), расширение женского образования.
Образование в Старооскольском уезде
Старооскольский уезд вместе с Курской губернией входил в состав Харьковского учебного округа (основан в 1803 г., упразднен в 1918 г.), включавшего в себя еще и Воронежскую, Пензенскую, Тамбовскую, Харьковскую губернии и Область Войска Донского.
Город Старый Оскол и Старооскольский уезд в образовательном плане не являлись отстающими в Курской губернии и Харьковском учебном округе. Из книги «Курская губерния. Итоги статистического исследования» (Курск, 1887) мы узнаем, что число грамотных людей в Старооскольском уезде составило 6229 человек, из них женщин – 704. Это средний показатель по губернии. Наш уезд уступал по количеству грамотных Рыльскому, Новооскольскому, Путивльскому, Щигровскому и Курскому. Для сравнения – в Белгородском уезде грамотных насчитывалось 5290 человек. Из них женщин – 200.
Подворной переписью было зафиксировано, что в Старооскольском уезде всего учатся 2130 крестьянских детей, из них девочек – 320. В то же время было обнаружено, что в уезде имеется 150 общин, где не было ни одного учащегося. В исследовании отлично прослеживается, что количество учеников в общинах зависит от близости школы к месту проживания. И, естественно, необходимо строительство и открытие школ, находящихся на расстояниях, позволяющим ученикам посещать учебное заведение. Также отмечалось, что большинство учеников происходит из зажиточных семей, которые могут обойтись некоторое время без труда ребенка или подростка в домашнем хозяйстве.
В 1886 году в Старооскольском уезде существовали 28 школ, из них 26 – сельские. В целом же на одну школу в уезде приходилось 715 семей. На одно начальное училище (или школу) приходилось 79 учащихся. Количество учеников в уезде выросло по сравнению с 1885 годом на 22 процента, чему способствовало возникновение новых школ.
Большинство расходов на развитие школ в Старооскольском уезде принадлежало земству – плюс помощь сельских обществ.
Интересные данные, уже на 1 января 1894 года, находятся в многотомном издании «Начальное народное образование в России» под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуского: в Старооскольском уезде работает 68 низших училищ всех видов и разрядов (включая частные три разряда). Старооскольский уезд уступает лишь Курскому – 77 училищ, и опережает Обоянский и Рыльский – по 66 училищ. За восемь лет, по сравнению с 1886 годом, наблюдается значительный прогресс. По количеству земских одноклассных училищ – 36 (при 2620 учащихся) наш уезд опережает Белгородский – 29 и 2226, а также Курский – 29 и 2210, но проигрывает Суджанскому – 45 и 3163, Грайворонскому – 41 и 3073, Фатежскому – 42 и 2961.
А вот по количеству церковно-приходских школ и школ грамоты Старооскольский уезд превращается в абсолютного лидера: 29 и 1400, 38 и 1427 соответственно.
Между тем, в Старом Осколе обнаруживается 2269 детей школьного возраста, которые не обучаются в начальных школах или училищах. В Курске таких детей насчитывается 6728, а в Белгороде – 2989.
К каким же выводам можно прийти? Оказывается, что для развития начального образования духовенство Старооскольского уезда делает значительные усилия, причем вполне сопоставимые с земством, а в чем-то и превосходит их, ибо те же школы грамоты обеспечивались за счет приходов.
После 1908 года число земских школ (училищ) в уезде увеличивается с каждым годом: в 1908 г. – 132, в 1910 г. – 161, в 1912 г. – 180, в 1914 г. – 188 (8745 учеников).
В 1912 году в самом Старом Осколе функционирует семь церковно-приходских школ (училищ), одно епархиальное духовное училище, две земских школы, две женских гимназии (одна из них частная – Л. А. Бирюлевой), городское училище, реальное училище и железнодорожное училище. Интересно, что в гимназиях учились девочки из крестьянских, купеческих и мещанских семей. Образование они получали превосходное. Окончившие полный курс гимназии за семь лет и пройдя дополнительное обучение еще в один год, выпускницы вполне могли работать в начальных школах или даже давать частные уроки. Причем в советское время это право за ними оставалось. Например, Пелагея Яковлевна Маслова, окончившая женскую гимназию в 1917 году, впоследствии получила аттестат на звание учителя начальной школы.
Преподавание в школах Старого Оскола часто вели преподаватели, ориентирующиеся на передовые методы обучения. Неслучайно одна из земских школ носила имя К. Д. Ушинского – выдающегося русского педагога и теоретика образования.
Большой вклад в развитие образования в Старом Осколе внесла начальница женской гимназии Екатерина Александровна Мекленбурцева. Смотрителем Старооскольского духовного училища работал будущий священномученик Дамиан (Воскресенский). Нельзя не вспомнить и директора реального училища – статского советника Павла Петровича Курбатова.
В Старом Осколе сохраняются здания, построенные для дореволюционных школ. Некоторые из них до сих пор используются. Подходя к ним, невольно задумываешься над тем, как изменилась наша жизнь и как плохо мы знаем свое прошлое, не столь уж и отдаленное. А ведь без памяти об ушедших днях мы слабо различаем то, что происходит в настоящем, и слабо представляем, куда нас уведет будущее. И этот недостаток беспамятства необходимо потихоньку изживать. История России и нашего образования началась отнюдь не в 1917 году…