Духовный капитал России. Сикорские

2019 год можно было бы в нашей стране объявить годом Сикорских. Отец – Иван Алексеевич Сикорский (1842 – 1919), профессор, доктор медицины являлся психиатром с мировым именем, а сын его – Игорь Иванович Сикорский (1889 – 1972) давно признан великим авиаконструктором XX века. Дело в том, что в 2019 году имеются «круглые» две даты: сто лет со дня ухода ко Господу Ивана Алексеевича и 130 лет со дня рождения Игоря Ивановича.

И. А. Сикорский в России почти забыт, а И. И. Сикорского обычно вспоминают только при рассмотрении истории отечественной авиации. А между тем, их работа и достижения составляют духовный капитал русского государства и народа.

Само понятие духовного капитала как раз и ввел Иван Алексеевич: «В оценке судеб и будущности народов необходимо принимать в расчет все пережитые ими исторические и биологические прецеденты. Современные народы, сильные духом и числом, представляют собой не простую случайность или беспочвенный каприз судьбы, но являются естественным, органическим заключением необозримой цепи предшествующих событий. Выделившись из ряда других своими биологическими особенностями в незапамятные доисторические времена, талантливые народы внесли затем в свою природу и жизнь колоссальные, неисчислимые затраты психической энергии и этим составили высокопробный духовный капитал (выд. мною – А. Г.). Этот капитал они передали своим потомкам, как бесценное биологическое наследие, на котором у потомков зиждется их современное историческое величие.»

Таким образом, чем больше мы отставляем в сторону то, что оставили нам предшественники в качестве своего дара в духовной сфере, тем сложнее нам строить свою национальную и государственную жизнь в настоящем. Одновременно мы ударяем и по будущему, духовный капитал ведь требует приращения, а не разбазаривания по пустякам. И тем более опасно не использование и заброшенность его. Здесь наблюдается парадокс «духовного капитала»: не берешь – теряешь, черпаешь полной чашей – увеличиваешь.

Отец и сын Сикорские попали в «черный список» советской власти и доморощенных либералов вполне закономерно. Они оба принадлежали к числу стойких русских монархистов и являлись православными христианами. И уже поэтому их старались «сбросить с корабля современности» в пучину моря беспамятства…

Иван Алексеевич Сикорский родился в многодетной семье обычного православного священника из Киевской губернии. Он был шестым ребенком в семье. Первоначально Иван избрал ту же стезю, что и его родитель, пройдя обучение в духовном училище и семинарии. Но потом, увлекшись естествознанием, юноша добивается поступления в Киевский университет Святого Владимира. Ум, небывалое трудолюбие, честность, способность генерировать свежие идеи в дальнейшем составили ему славу ученого, способного разбираться со самыми сложными задачами. Область увлечения И. А. Сикорского составили общая психология, психиатрия (в особенности детская!), педагогика (по К. Д. Ушинскому) и неврология. При этом Сикорский увлеченно собирал книги, интересовался проблемами истории, антропологии и социологии. К тому же он отлично владел не только родным русским языком, но и хорошо знал церковнославянский, латынь, немецкий, французский и английский чуть хуже (его Иван Алексеевич выучил уже в достаточно зрелом возрасте).

Иван Алексеевич огромное значение отводил нравственному воспитанию. И он не мыслил его без развития здорового национального чувства у русского народа.

Старший Сикорский организовал в 1912 г. первый в мире Институт детской психопатологии. Его труды усиленно переводили на иностранные языки. Например, книга «Душа ребенка» была издана почти во всех странах Европы (в т. ч. и на болгарском, немецком, испанском и др. языках). Самого исследователя приглашали на международные конференции и избирали почетным членом психиатрических сообществ в разных странах Европы. Сикорский, кроме того, стал основателем журнала «Вопросы нервно-психической медицины» и Врачебно-Педагогический Институт для умственно-недоразвитых, отсталых и нервных детей (1904). Он активно консультировал клиники, читал лекции, боролся с пьянством и интересовался профилактикой самоубийств. И православная вера совсем не мешала ему, а наоборот помогала. Это только безбожникам чудится противостояние религии и науки, которое на самом деле обнаружить невозможно, находясь в трезвом уме и здравой памяти.

Сикорский оставил нам и очень качественные публицистические работы. Его описание пребывания в Киеве батюшки Иоанна Кронштадтского, с которым он был знаком лично, интересно почитать и русским людям нашей эпохи.

Любимым городом И. А. Сикорского изначально стал Киев. Вот как он видел идеал своего города: «На Киев смотрит вся Россия…Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву и на киевлянах лежит высший долг перед городом и родиной: мы должны укреплять возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы – сыны великого народа и здесь в историческом Киеве, хозяева – мы!»

1917 год все сломал. В отпадении Малороссии (Украины) и развоплощении русского города Киева в XXI столетии видна все лживость революции…

Игорь Иванович Сикорский был пятым и самым младшим ребенком в семье. Он, в отличие от отца, оказался увлеченным не биологией, а техникой. Особое внимание младший Сикорский обратил на авиацию. Покорение воздушного океана влекло его неудержимо. А ведь это занятие в те годы являлось смертельно опасным. Невольно вспоминаются пушкинские строки:

«Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.»

Интересно, что Игорь Сикорский родился почти ровно через 90 лет после Александра Сергеевича Пушкина.

Сикорский создает свой вертолет, аэросани, поднимает в 1910 году в воздух первый самолет собственной конструкции. Он лично пилотирует свои авиамашины. Устанавливает рекорд по перелетам на самолете С-6А.

Именно, И. Сикорский привлек широкое внимание к пользе для армии гидросамолетов.

В 1912–1917 гг. он уже трудится главным конструктором в отделе «Русско-Балтийского вагонного завода» в столичном Санкт-Петербурге. И строит выдающиеся для своего времени многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Фактически, именно И. И. Сикорский становится отцом тяжелой дальней авиации. А его самолет «Илья Муромец» побивает все тогдашние мировые рекорды по дальности полета и грузоподъемности.

Газеты часто пишут о талантливейшем русском изобретателе и пилоте. Сикорский признается национальным героем. Государь Николай Александрович в 1913 г. лично ознакомился с самолетом «Русский витязь». Игорь Сикорский от императора получил наградные золотые часы. Кроме того, по воле самодержца авиаконструктору были переданы сто тысяч рублей для проведения дальнейших разработок и еще Сикорского наградили орденом Святого Владимира IV степени, что по законам Российской Империи давало право на дворянство. Известна фраза, сказанная сыном Игоря Сикорского –Николаем: «Отец очень уважал Николая II. Царь произвел на него сильное впечатление, когда со знанием дела задавал вопросы, осматривая «Гранд» («Русский витязь»)».

Поклонники всего коммунистического любят тыкать в нос всем и вся успехами советской авиации в годы Третьей Отечественной войны. Но вот какая есть маленькая деталь – конструкторский талант Николая Николаевича Поликарпова (1892 – 1944) вряд ли бы раскрылся без Сикорского.

Октябрьский переворот 1917 года положил конец русской карьере авиаконструктора. Бывший сослуживец предупредил Игоря Ивановича, что его готовятся арестовать как сторонника монархии. И в феврале 1918 года через Архангельск Сикорский покидает родную страну навсегда.

Эмигрантская доля первоначально для И. И. Сикорского оказалась несчастливой. Во Франции его разработки после завершения Первой Мировой войны не потребовались, а построенный им здесь «Илья Муромец» ворота в авиационную промышленность ему не открыл. Сикорский перебирается в США. Долгое время просто перебивается заработками случайного порядка. Но при помощи русских эмигрантов он создает свою фирму. И становится в конце концов… отцом современной американской авиации, добиваясь выдающегося успеха в вертолетостроении. Даже уйдя на пенсию Сикорский принимал участие в разработках нового вертолета.

Живя в США и добившись финансового успеха, сам Игорь Иванович Сикорский активно помогал русским эмигрантам, православным общинам, русским культурным фондам.

И. И. Сикорский, как и его отец слыл человеком разносторонним. Его перу принадлежат несколько весьма примечательных работ по религиозной тематике. При этом Игорь Сикорский, руководствуясь христианским мировидением, сумел рассмотреть перспективы надвигающейся эпохи: «…Главенствующей концепцией, в значительной степени заменившей веру в Бога и, следовательно, подорвавшей уважительное отношение к достоинствам человеческой личности, является вера в нового огромного супер-Молоха, в новый мировой порядок, представляемый и навязываемый сегодняшним состоянием мира. Эта высшая идея, ставшая почти религией, считается наиболее агрессивной частью человечества гарантией создания нового прекрасного мира всеобщего благоденствия, развития и славы.»

И еще: «Весь исторический процесс и трагический опыт нашего времени показывают, что человеческий интеллект и высшее научное образование не способны к распознанию духовного зла и беспомощны, чтобы сопротивляться его зловещей опасности.

Научные открытия и инженерные изобретения находятся в услужении у зла, способствуя распространению лжи, страха, ненависти и убийства в беспрецедентной степени. Множество фактов подобного характера подтверждают мысль Соловьева, что люди и нации не способны сопротивляться сколько-нибудь значительное время смертельной отраве духовного зла, если они не находят поддержки в высшем порядке бытия. Автор верит, что такая поддержка, или, другими словами, Божественное руководство и защита, испрашиваются во фразе «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Духовный капитал, созданные русским народом и частичкой которого без всякого сомнения обнаруживается вклад отца и сына Сикорских, нам нужен. Без него мы уподобляемся лягушкам или комарам на болоте, но не людям в своей стране. Без него Россия не сможет обрести своего истинного места в мире.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: