Два града: Ниневия и Иерусалим

В Библии мы находим упоминания многих городов. Некоторые из них давно прекратили существование и растворились в глубине исторических эпох. Пески времени засыпали их следы. Города, точно люди противостояли друг другу. Города возникали и гибли, возрождались или уходили в небытие по Воле Бога. Города, как символы противоборства духовного и материального начал, показывали к чему ведет забвение замысла Творца…

Впрочем, древние библейские города обывателю XXI века показались бы маленькими и ничтожными, особенно на фоне гигантских мегаполисов Нью-Йорка, Москвы, Мехико или Токио. Но значение города для человечества совсем не исчерпывается его величиной….

Главным городом Библии по праву считается Иерусалим. Город, ждавший Господа и увидевший Его приход.  А вот столица Ассирии – Ниневия представляется антиподом Иерусалима. Иерусалим искал святости и правды, а Ниневия – могущества и власти над чужими землями. Иерусалим жил (при всех неурядицах) верою в Бога, Ниневия же искала мирской славы. Но не все так просто, ведь Господь оберегает не стены поселений, но души и сердца людские…Остатки Ниневии сейчас путешественник может наблюдать на землях современного государства Ирак вблизи известнейшей реки Тигр. Ниневия давно погрузилась в полный сон и до археологических раскопок XIX – XX вв. скрывалась под пыльными холмами.

Впрочем, Ниневия не была первой столицей Ассирии. Город-государство Ашшур (откуда и началось возвышение Ассирии) в XX – XIX вв. до Р. Х. был всего лишь серьезным торговым центром и не более, а Ниневия принадлежала народу хурритов. Ашшур являлся первым стольным градом Ассирийской державы.  Из истории известно, что в стране осень рано стало процветать ростовщичество, а цари Ашшура успешно воевали с соседними государствами: Миттани, Хеттской империей и Вавилонией. Особых успехов достиг царь Салманасар.

«Вся Верхняя Месопотамия была присоединена к Ассирии, а Митанни прекратило свое существование. Салманасар сообщает в своей надписи, что он взял в плен 14400 (14400, или «четыре сароса», — круглое число по шумеро-вавилонской системе счета.) вражеских воинов и всех их ослепил. Здесь мы впервые встречаем описание тех свирепых расправ, которые с ужасающей монотонностью повторяются в последующие века в надписях ассирийских царей (начало им, впрочем, положили хетты). Салманасар воевал также против горных племен  уруатри (первое упоминание о родственных хурритам урартах). Во всех случаях ассирийцы разрушали города, жестоко расправлялись с населением (убивали или калечили), грабили и налагали «знатную дань». Угон пленных в Ассирию практиковался ещё редко, и, как правило, угоняли лишь квалифицированных ремесленников. Иногда пленных ослепляли» (История Древнего Мира. Т.1.: Ранняя Древность: в 3-х т. / Ред.  Дьяконова И.М., Нероновой В. Д. , Свенцицкой И.С. − М.: Наука, 1983. С. 194-195).

Экспансия воинственной Ассирии закончилась после нашествия кочевников. Ассирийцы были вынуждены замкнуться на коренной территории.

Только в X-IX вв. до Р. Х. Асссирия начинает вновь захватывать соседние государства. А потом развернулись походы на запад. В итоге Ассирия дошла до Средиземного моря. А при царе Синаххерибе (705—681 гг. до Р. Х.) Ниневия обретает столичный статус. Казалось бы ничто не могло поколебать силы страны. Ниневийская аристократия, гордясь своей смелостью, охотилась на азиатских львов. В городе создавались библиотеки, куда часто перевозили книги из завоеванных стран и здесь же переписывали древние таблички. Ассирийские войска устрашали врагов, сажая всех жителей долго сопротивлявшихся городов на колы. Роскошь и вседозволенность процветали во дворцах Ниневии.

Ниневию боялись. Ниневию ненавидели. Гордыня явно вела к гибели и Ассирию и Ниневию. Но…

Бог послал пророка Иону с требованием покаяния. Однако Иона убоялся, ибо велик был страх между людьми перед зверствами ассирийцев. И Господу пришлось провести Иону через испытания, чтобы заставить исполнить свой долг. «И было слово Господне к Ионе вторично:  встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.  И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.  Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3, 1-10).

Оказалось, что даже надменные ассирийцы через покаяние и пост могли преодолеть свои грехи.

Но все же Ниневия не смогла прийти к Богу. И город настигла участь по слову уже другого пророка – Наума: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.  Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане.  Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.  Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак…» (Наум 1, 1-8)

«Ниневия со времени существования своего была как пруд, полный водою, а они бегут. «Стойте, стойте!» Но никто не оглядывается.  Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари.  Разграблена, опустошена и разорена она, − и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели.  Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, − лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным?  Вот, Я − на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих» (Наум 2, 8-13).

Приблизительно сто лет разделяют пророчества Ионы и Наума. Сто лет были даны на исправление, а потом прошло и еще время, и наступила пагуба.  В 612 г. до Р. Х. Ниневия пала. А последние отряды ассирийской армии героически погибли вдали от Родины. И воины Ассирии плакали, зная, что ничем не могут помочь столице…

Ныне только развалины, найденные в земле, напоминают о величии Ниневии – «логове львов» и Ассирии.

Иерусалим ожидала совсем иная участь. Город, история коего уходит в тысячелетия, когда люди еще вовсю использовали не металлы, а камень, жив и сейчас. Город Христа! Город надежды! Город праведных царей Соломона и Давида! Город, где произошло большинство самых значительных событий из Ветхого Завета и Нового! Город Голгофы и Воскресения! Он проходит через века пожарищ и разграблений. Он изменяет свой облик, но всегда остается рядом. До сих пор миллионы паломников стараются прибыть в Иерусалим. Город, прославленный не похвальбой и охотой на львов, а освященный самим Спасителем зовет к себе.

Мир XXI столетия все больше и больше напоминает Ниневию. Но торжествовать не ей…

«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21, 2-7).

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: