Герберт Уэллс. Война с Мiром

О Герберте Джордже Уэллсе (1866-1946) писать одновременно и просто, и сложно. Прошло 155 лет с его момента появления на свет. Годы жизни этого писателя, публициста, разведчика и футуролога пришлись на эпоху неслыханных тектонических потрясений мировой истории. Две мировых войны, и одна, пожалуй, не закончившаяся и до сих пор, инфернальная революция в России, крушение четырех Империй, шеренги гитлеровской армии, марширующие по Европе, чудовищное торжество «демократии», выразившееся в атомных бомбардировках японских городов Хиросимы и Нагасаки, — все это довелось воочию увидеть Уэллсу на своем веку.

Кое-что в своем творчестве ему удалось предсказать, а что-то предвидеть он был не в состоянии. Как бы там ни было, в XXI-ом столетии многие почитают его за этакого светского пророка, опередившего не только свое время, но и последующие. Откровенно говоря, не тянет Герберт Уэллса на профетическую личность. И хотя его завещание прямо, без обиняков начинается с довольно характерной фразы: «I told you so. You damned fools» («Дурачье, я же предупреждал вас. Так будьте вы прокляты»), это свидетельствует не столько об особом даре предвидения, сколько о вере в этот самый дар. Согласимся, что между данными понятиями существует огромное различие.

Если присмотреться к современникам Герберта Уэллса, то обнаружится, что он был отнюдь не единственным и неповторимым «пророком». Достаточно вспомнить хотя бы несколько имен людей, не менее известных своими «предвидениями»: Жюль Габриель Верн (1828-1905), Томас Генри Хаксли (1825-1895), его внуки Джулиан Хаксли (1887-1975) и Олдос Хаксли (1894-1963), Гилберт Кийт Честертон (1874-1936) и, в конце концов, Артур Конан Дойл (1859-1930).

Очень может быть, что «прозорливость» Уэллса и его выдающихся современников исходила из нескольких источников: принадлежности к слоям общества, связанных с высшими управленческими кругами, в том числе и международными; умении анализировать и интерпретировать достижения науки и социальных технологий; доступе к информации, в которой было отказано обывателю.

Если бросить взор на фотографии Герберта Уэллса в пожилом возрасте, с удивлением обнаруживаешь, что на тебя смотрит лицо классического британского дворецкого, каким его изображают в популярных романах и фильмах, ушедшего на покой, но искренне переживающего за своих хозяев и нерадивых слуг, нежелающих им (хозяевам) «как надо» служить и угождать. Биография писателя позволяет понять, что в данном мысленном образе может содержаться и рациональное зерно, а не только субъективное допущение. Тем более, что родители Герберта и правда работали в поместье (отец – садовник, мать – экономка), а потом содержали лавку, где продавали фарфоровые изделия. Так что, будущему писателю с большой степенью вероятности предуготавливалось аналогичное, так сказать, наследственное будущее, что могло наложить характерный отпечаток на психологию мальчика, младшего в семье ребенка. Впрочем, такие карьерные перспективы в ту викторианскую эпоху считались вполне достойными и завидными. Но, с какого-то момента талантливому и перспективному молодому человеку начинают, что называется «продвигать», помогая получить более чем достойное для человека его круга образование. Думается, неслучайно пересекаются и жизненные орбиты Герберта Уэллса и Томаса Хаксли, называемого «бульдогом Дарвина», от которого будущий автор фантастических романов и научается агностицизму, эволюционизму и антихристианству. Однако, биология, являющаяся главным предметом интереса этого «лидера общественного мнения», Герберта Джорджа, увы, не увлекла. Он находит себя на другом поприще – журналистском и писательском. Вероятно, в дальнейшем именно знакомство с Хаксли послужило для Уэллса своеобразной рекомендацией для попадания в круг интеллектуальной обслуги британской элиты.

Свою известность Герберт Уэллс получил после публикации «Машины времени» (1895). Сама идея хронопутешествия не являлась новой. Еще в 1881 году американский литератор Эдвард Пейдж Митчелл опубликовал рассказ «Часы, которые шли назад», предваривший роман британца. Кстати, тот же Митчелл придумал и «человека-невидимку» («Прозрачный человек»), да и предсказал появление киборгов еще в 1879 году («Самый умный человек в мире»). Многое тогда носилось в литературной атмосфере XIX столетия, но по-настоящему выразить новые научные и оккультистские веяния смогли далеко не все. Митчелл, вот ныне забыт, а Уэллс – нет.

«Машину времени» часто не понимают, её подлинный, глубинный смысл ускользает. Отчего-то все спешат сосредоточиться на упадке цивилизации, на знаменитых морлоках и элои, на описании деградации человечества в результате классового угнетения и неравенства. Но, главное-то в другом. Действие романа «Машина времени» разворачивается в обезбоженном мире. Второе пришествие Христово отвергнуто. Человечество в неосознаваемом итоге ждет печальная и неотвратимая гибель. Элои (Eloi) – это слово ведь производное от библейского Элохим, Элой (Бог, боги). Элои – бывшая элита, превратившаяся в скот для морлоков (потомков угнетенных классов, рабочих). Уэллс косвенно призывает элиту изменится до того, как её в далеком будущем постигнет эта участь. Важно отметить, что ни в одном своем произведении Герберт Уэллс не отходит от материалистических и оккультных трактовок развития человечества. Он просто не верит в человека, как образ и подобие Божие.

Сейчас, в наши дни, особое значение придается трактату Г. Уэллса «Легальный заговор» («Открытый заговор»). В нем, как справедливо подмечается, описаны многие процессы, которые разворачиваются у нас прямо на глазах. Социалист и сторонник «мирового правительства», мечтавший о конструктивном изменении самого человека «человекоделами» (термин британского писателя-христианина К. С. Льюиса), Уэллс ничего не предсказывает. Он просто рассказывает то, что его и попросили рассказать.

Впрочем, досужему читателю не стоит тратить время на философские и публицистические труды писателя. Достаточно, внимательно, с карандашиком перечитать «Войну миров» (1897).

Что сказал Уэллс о людях, которые пострадали от вторжения марсиан? А вот это: «Все люди, жившие в этих домах, все эти жалкие канцелярские крысы ни на что не годны. У них нет мужества, нет гордости, они не умеют сильно желать. А без этого человек гроша ломаного не стоит. Они вечно торопятся на работу, − я видел их тысячи, с завтраком в кармане, они бегут как сумасшедшие, думая только о том, как бы попасть на поезд, в страхе, что их уволят, если они опоздают. Работают они, не вникая в дело; потом торопятся домой, боясь опоздать к обеду; вечером сидят дома, опасаясь ходить по глухим улицам; спят с женами, на которых женились не по любви, а потому, что у тех были деньжонки и они надеялись обеспечить свое жалкое существование. Жизнь их застрахована от несчастных случаев. А по воскресеньям они боятся погубить свою душу. Как будто ад создан для кроликов!» Изображение вполне себе карикатурное, но в нем есть и доля истины. Жать только, что Уэллс не задумался о том, кто превратил людей в кроликов?

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891), русский философ, знал, а вот для Герберта Уэллсу это осталось неведомо, хотя, автор мог и лицемерить, не собираясь раскрывать перед читателем всей правды. Фантастика-то фантастикой, но есть границы, за которые переходить не рекомендуется. По крайней мере большинству.

В сущности, вся «Война миров» была написана ради того, чтобы оказалась убедительной эта фраза: «Быть может, вторжение марсиан не останется без пользы для людей; оно отняло у нас безмятежную веру в будущее, которая так легко ведет к упадку, оно подарило нашей науке громадные знания, оно способствовало пропаганде идеи о единой организации человечества».

В литературе, философии и публицистике Уэллс изначально является одним из первых и заметных проводников концепции глобализма. Он сотрудничал с британскими спецслужбами и свои поездки по странам совершал не ради праздного ознакомления с жизнью иных наций и государств. Цели были вполне конкретные, -разведывательные.

Именно во второй половине XIX − нач. XX вв. практически одновременно зародились три глобалистских проекта: либеральный, коммунистический (социалистический) и фашистско-расистский. Каждый из этих проектов в случае успешной реализации ставил целью создание все того же «мирового правительства», столь душевно возлюбленного Уэллсом. Сам писатель оказался эмиссаром второго проекта. Его поездки в Россию и СССР – попытки навести мосты между разными «крыльями» проекта.

Писатель побывал в наших краях трижды: в 1914, 1920 и 1934 годах. И в этом контексте, важно то, что зафиксировал и отобразил он в книге «Россия во мгле» (1920), хотя более точным кажется дословный перевод английского названия «Russia in the Shadows» − «Россия в тенях», ибо он указывает и на оккультный смыл произведения. Книгу Уэллс писал не для русских, но для западного читателя. Имеет смысл прочесть ее в оригинале, на английском языке.

В стране Советов «творение» Уэллса издали в 1922 году, ибо посчитали книгу полезной, а потом и переиздавали в 1958, 1964, 1970 гг. Случайно ли? Отнюдь. Несмотря на критические перлы, в целом книга является апологией советской власти. Нельзя не отметить, что Герберт Уэллс весьма положительно отзывался и о советских вождях – Ленине и Сталине.

Обратимся к некоторым цитатам из книги. Что интересного скажет нам Уэллс?

«В конце 1917 года Россия пережила такой всеобъемлющий крах, какого не знала ни одна социальная система нашего времени. Когда правительство Керенского не заключило мира и британский военно-морской флот не облегчил положения на Балтике, развалившаяся русская армия сорвалась с линии фронта и хлынула обратно в Россию − лавина вооруженных крестьян, возвращающихся домой без надежд, без продовольствия, без всякой дисциплины. Это было время разгрома, время полнейшего социального разложения. Это был распад общества. Во многих местах вспыхнули крестьянские восстания. Поджоги усадьб часто сопровождались жестокой расправой с помещиками. Это был вызванный отчаянием взрыв самых темных сил человеческой натуры, и в большинстве случаев коммунисты несут не большую ответственность за эти злодеяния, чем, скажем, правительство Австралии. Среди бела дня на улицах Москвы и Петрограда людей грабили и раздевали, и никто не вмешивался. Тела убитых валялись в канавах, порой по целым суткам, и пешеходы проходили мимо, не обращая на них внимания».

Господин «соврамши» откровенно лжет, забывая, что армия и фронт развалились не при Керенском, а при большевиках, что именно октябрьский переворот вызвал массовое дезертирство и распад общества. По Уэллсу получается коммунисты никак и ни в чем не виноваты. А террор развернули, вероятно, австралийские коалы и кенгуру. Писатель-пацифист игнорирует реальность и фактически поддерживает войну с Мiром ради заветных для него идеологем.

Но читаем дальше: «Перед лицом гигантских трудностей они стараются построить на обломках прошлого новую Россию. Можно оспаривать их идеи и методы, называть их планы утопией, можно высмеивать то, что они делают, или бояться этого, но нельзя отрицать того, что в России сейчас идёт созидательная работа. Часть большевиков действительно твердолобые, доктринеры и необучаемые люди, фанатики, верящие в то, что одно лишь уничтожение капитализма, отмена торговли и денег и стирание всех классовых различий само по себе обеспечит приход некоего унылого «золотого века». Среди них есть и такие тупицы, которые способны отменить преподавание химии, если только не заверить их, что это «пролетарская» химия, или наложить запрет на любой орнамент, как реакционный, если в нём не фигурирует сочетание букв РСФСР…»

Казалось бы, Герберт Джордж проходится по идеологическим тупицам среди большевиков, но до этого он восхваляет строителей нового мира, забыв упомянуть о том, что «обломки прошлого» прямо вызваны их разрушительными деяниями.

А каковы фразы из Заключения: «Крестьяне совершенно невежественны и в массе своей тупы, они способны сопротивляться, когда вмешиваются в их дела, но не умеют предвидеть и организовывать. Они превратятся в человеческое болото, политически грязное, раздираемое противоречиями и мелкими гражданскими войнами, поражаемое голодом при каждом неурожае. Оно станет рассадником всяческих эпидемических заболеваний в Европе и все больше и больше будет сливаться с Азией. Крушение цивилизации в России и замена ее крестьянским варварством на долгие годы отрежет Европу от богатых недр России, от ее сырья, зерна, льна и т. п. Страны Запада вряд ли могут обойтись без этих товаров. Отсутствие их неизбежно поведет к общему обнищанию Западной Европы.

Единственное правительство, которое может сейчас предотвратить такой окончательный крах России, – это теперешнее большевистское правительство, при условии, что Америка и западные державы окажут ему помощь. В настоящее время никакое другое правительство там немыслимо. У него, конечно, множество противников, – всякие авантюристы и им подобные готовы с помощью европейских государств свергнуть большевистское правительство, но у них нет и намека на какую-нибудь общую цель и моральное единство, которые позволили бы им занять место большевиков. Кроме того, сейчас уже не осталось времени для новой революции в России. Еще один год гражданской войны – и окончательный уход России из семьи цивилизованных народов станет неизбежным. Поэтому мы должны приспособиться к большевистскому правительству, нравится нам это или нет».

Таким образом, Уэллс откровенно признаёт, что большевистское правительство жизненно необходимо Западу, что, однако, нисколько не мешает автору попутно обгадить и русское крестьянство, и всех противников товарищей Ленина и Троцкого.

Выполнение заказа хозяина – это и было целью книги. Россия должна послужить глобализации и устойчивости общеевропейского развития. А идеология? Что она значит для глобалистских политико-экономических кланов (ПЭК)? Ничего. Они без стеснения и моральной рефлексии использовали как социалиста Уэллса, так и национал-социалиста Гитлера, так и товарищей-марксистов Ленина, Троцкого, Сталина. Все на пользу дела. Их «кромешного» дела. Идеология ведь нужна ПЭК только для толпы. Но об этой тайне элитарного сообщества Уэллс не обмолвился ни разу. А его «Война миров» вполне может служить прекрасной иллюстраций подлинной сути революции. В фантастическом романе Герберта Уэллса бездушным марсианским инопланетянам было глубоко наплевать на Англию. Ровно так же, как и реальным большевикам на тысячелетнюю Россию и русских.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: