Город и пустыня
История человеческого рода всегда будет оставаться неполной, если из нее намеренно или непроизвольно исключать монашество.
Замечательный русский философ Владимир Николаевич Ильин (1891-1974) в своей книге «Арфа Царя Давида в русской поэзии» отмечал: «Архитектура, иконография, церковная музыка, литургическая поэзия и литература, правдивые сказания историка-хрониста, даже всевозможные ремесла и хозяйственные занятия, делаемые «во славу Божию», все это, как правило, в истории культуры, дело рук монашеских, руководимых сознанием, что нужно думать не о человеческом, но о Божием – и именно потому так много давшим человеку – из того, что соответствует его достоинству как образу и подобию Божию».
Так вот, историю монашества современный человек, особенно привычный к светской культуре, знает отвратительно. Он частенько не понимает, почему люди принимали постриг, расставались с накопленным богатством и меняли роскошные хоромы в центре города на пещеру в диких пустынных местах. А между тем именно из монастырей разливалось по белому свету то ценностное начало, без которого человек превращается в недочеловека, животное, существо без морали и нравственных принципов. Монах идет к Богу, а поэтому так много дает и миру. Безбожник идет к миру, отрекаясь от Господа, а потому и миру не дает ничего незыблемого в веках. Ему не понять стихотворных строк православного поэта и иеромонаха Романа (Матюшина):
…Да очистят слезы покаяния
Высшую поэзию – моление.
Русское монашество нельзя представить без наследия монашества византийского, рожденного в Египте, Палестине и Сирии и распространившегося по всей древней Ромейской (иначе – Византийской или Восточно-Римской) империи.
О пречудном святом IV–V вв. – преподобном Александре монахе, первоначальнике обители «Неусыпающих», хочется рассуждать в контексте слов иеромонаха Романа.
Место и дату рождения преподобного Александра мы точно не знаем. Из жития известно, что он родился в Азии – диоцезе (округе) Восточно-Римской империи, а на монашеском поприще подвизался не менее 50 лет. Так как в том же житии указано, что он отошел ко Господу в стольном граде Константинополе после победы Православия над несторианством, то, скорее всего, святой скончался не ранее 431 г., после Третьего Вселенского собора в г. Эфесе («В то время церковь Христова смущаема была Несториевою ересью и враг распространил в народе слух, что преподобный Александр еретик, потому что тогда на благочестие смотрели как на ересь, а ересь считали благочестием, так как еретичествовали тогда многие, и сам патриарх Несторий… Когда же миновала еретическая буря, преподобный остальное время своей жизни провел в мире и, угодив Богу и приведя души многих ко спасению, отошел ко Господу в глубокой старости, подвизаясь в иночестве пятьдесят лет, и с честью погребен был. При гробе его совершались чудеса: во всяких болезнях подавались людям исцеления молитвами преподобного Александра, благодатию Господа нашего Иисуса Христа…» (Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского)).
Исходя из этого, вполне правдоподобным представляется, что прп. Александр Константинопольский родился еще до правления императора Юлиана Отступника (361-363), в детские годы пережил неудачную попытку полководца Прокопия восстановить власть династии святого императора Константина Великого, сопровождавшуюся военными столкновениями и резней в Азии.
Как известно, сам святой Александр происходил из богатого, вероятно, аристократического рода, получил отличное образование и некоторое время был военачальником в имперской армии. С детства отличаясь праведным и благочестивым образом жизни и мечтая об иночестве, преподобный Александр решился покинуть воинскую службу, продал свои имения, а полученные средства раздал бедным. Сам он удалился из города, положив лишь Евангелие в свою котомку. Путь святого Александра лежал в Сирию, где он и достиг киновии (монастыря общежитского устава), окормляемой аввою Илией. Там и вступил в число монашествующей братии.
Затем по благословению преподобного Илии монах Александр уходит в пустыню, где живет отшельником семь лет, постоянно вознося молитвы Предвечному Творцу.
По истечении срока, определенного Богом, святой Александр вышел к селению, где жители поклонялись языческим божествам на своем капище. Не следует забывать, что хотя христианство и стало господствующей религией, множество язычников проживало не только в сельской местности, но и в провинциальных городках. Ревнуя о Господе, монах поджег капище. К населению, сбежавшемуся на пожар, святой обратился с проповедью. Он говорил настолько убедительно, что язычники не посмели убить его. Святого доставили в ближайший город на суд правителя.
Преподобный Александр своею огненной проповедью, а потом и долгими задушевными разговорами и чудесами («Тогда святой Александр, вспомнив, что, по Евангельскому слову, все возможно верующему (Мк. 9,23), с твердою верою и упованием на Бога встал на молитву, и как только, воздевши свои руки, начал молиться, тотчас ниспал с неба огонь на рогожи и хворост, и пожег их. Видя это, Равул пришел в великий ужас и боялся, как бы не пал и на него огонь и не сжег его, как пятьдесятников при Илии пророке») обратил ко Господу самого градоначальника Равула (Раввулу). Равул захотел креститься в христианском храме, находившемся за чертой града. Но у храма он увидел бесноватую девицу и испугался, подумав, что так демоны карают всех отступников от языческого культа. Святой Александр убедил Равула подойти к девушке и поговорить с ней. Выяснилось, что та наказана одержимостью за свои грехи, а не была захвачена мнимой силой языческих богов.
Равул крестился вместе со всеми своими домочадцами. В дальнейшем жена и дочь его основали монастырь, а Равул удалился в пустыню. Господь предназначил обратившегося язычника на епископскую кафедру в Эдессе, где он прославился как архипастырь Христов.
Сам же святой Александр вернулся в дорогую ему пустыню. Но не суждено монаху было опять молиться в уединении. Он наткнулся на логово разбойников. И по воле Господа нашего Иисуса Христа преподобный Александр привел к истинной вере и жестоких разбойников. Все они захотели иноческой жизни. И первый монастырь свой святой создал там, где было жилище разбойной шайки. Наставив бывших бандитов, а теперь монахов, правилам монастырского жития и выбрав из их среды лучшего, поставив его начальником над ними, святой Александр направил свой путь к великой реке Евфрату.
На берегу Евфрата преподобный учредил киновию, ибо много к нему стекалось людей со всех сторон Ромейской империи. И здесь впервые святой устанавливает постоянное и непрерываемое чтение псалмов Давидовых в храме.
Преподобный Александр также рассылает своих учеников, как в империю, так и в другие страны, чтобы они разгоняли тьму язычества и распространяли монастырский образ жизни.
Ведомый Богом, святой Александр оставляет киновию на Евфрате, поставив игуменом старца Трофима, берет малую толику своих последователей и отправляется нести Свет Христов в иные земли. Дорога сопровождается неусыпным чтением Псалтири и днем, и ночью.
В одном из богатых городов преподобного Александра и его учеников отказались принять. «Вы хотите всех нас сделать нищими!» – кричали озлобленные горожане. – «Мы и без вашего Бога замечательно живем!».
Святой ушел. За изгнание праведника Господь наказал жителей города тремя годами отсутствия дождя. Все их богатство превратилось в труху. И только на четвертый год, когда люди покаялись в своих грехах, нашли святого Александра в Антиохии Писидийской и испросили прощения, по молитвам преподобного Бог напоил исстрадавшуюся землю дождями…
В Антиохии же святой Александр основал не только обитель, где неусыпно возносились молитвы к Богу, но и больницу для неимущих. Он сам исцелял страждущих наложением рук. Неожиданно это вызвало гнев местных правителей. Преподобного тайно изгнали из города, а ученики его разошлись сами. Люди из Антиохии все же, вопреки начальству, вернули святого, но тот, побыв в городе, все равно покинул их, скорбя о потерянных учениках.
В нескольких днях пути от Антиохии святой нашел киновию, где служили по правилам, установленным им для монастыря «Неусыпающих» на Евфрате. Оказалось, что тут подвизаются и его ученики, пришедшие сюда от великой реки.
Свою самую знаменитую обитель «Неусыпающих» преподобный Александр создал уже в Константинополе. Так в столичный город пришла священная пустыня. Так в Царьград было принесено постоянное моление ко Господу, ибо до прихода святого Александра такого обычая в главном городе империи не существовало…
Византийская православная империя прожила более 1000 лет. Ее величественная культура до сих пор служит маяком для русской, болгарской, сербской и других культур. Вряд ли кто-нибудь сможет опровергнуть это.
А почему же так приключилось? Ответ прост. Несмотря ни на что, чистая византийская культура, выросшая из Православия, из монашества, из подвигов святых, являлась отражением неусыпного моления человеков к Богу в трудах и деяниях на сей грешной земле.