Грех и война
Небольшой городок Гливице (нем. – Гляйвиц), что ныне находится на территории Польши, навсегда вошел в мировую историю. Именно здесь 31 августа 1939 года была проведена инсценировка нападения на местную радиостанцию, послужившая поводом для Третьего Рейха провести вторжение в Польшу. С 1742 года Гляйвиц принадлежал Пруссии, а с 1871 – Германии. По сути, это было сонное тихое местечко, а радиостанция предупреждала жителей всего лишь о надвигающейся непогоде.
В последний день лета группа немецких диверсантов, получив кодовую фразу «Бабушка умерла», переоделась в форму польской армии, захватила радиоузел и передала патриотическое «польское» воззвание.
1 сентября «вождь немецкого народа» Адольф Гитлер выступил в рейхстаге и призвал к «активной обороне» в ответ на инцидент в Гляйвице. Хотя еще до речи фюрера немецко-фашистские войска уже несколько часов вели боевые действия против Польши. Так началась Вторая мировая война, которая привела к невиданным жертвам и таким разрушениям городов и сел, что человечество даже и не сразу осознало происходящее. Перед концом этой войны впервые в истории американцами было применено ядерное оружие против японских городов Хиросима и Нагасаки.
Война, охватившая почти все обитаемые континенты и развернувшаяся на всех океанах, продолжалась долгих шесть лет: с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 г. Она представила ужасающие свидетельства полного озверения человеческого рода, который, как казалось, достиг вершин развития цивилизации. Но прогресс, достигнутый с помощью науки и техники, отнюдь не посодействовал совершенствованию морально-нравственных качеств людей.
Отказавшись от Бога, люди отказались и от любви к ближнему своему.
Для православного мировидения данная ситуация не является какой-то необыкновенной и неожиданной. Человеческих грехов не стало меньше от того, что люди научились передвигаться по планете быстрее, строить более комфортные здания или же покорять водное и воздушное пространства. Скорее наоборот, прогресс техники позволил человечеству возомнить себя вершителем судеб всего и вся. Гордыня, богоборство, гнев, тщеславие, ложь, зависть, сребролюбие и уныние никуда не исчезли. Они только изменили формы и приобрели черты, окрашенные лицемерием. Человечество, возлюбившее смертные грехи, устремилось в объятия смерти. Люди, отказавшись от Бога, отказались и от любви к ближнему своему. Сам человек, образ и подобие Божие, стал рассматриваться как приложение к деньгам, землям, домам и вещам, как некая единица для статистического учета, но не как живая и неповторимая личность. Homo sapiens sapiens доверился холодному рассудку и алчущему желудку… и разучился любить сердцем Бога, человека, мир. В этом и состояла главная духовная причина катастрофы
Второй мировой войны.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
(А. С. Пушкин. Евгений Онегин. 1823-1830 гг.).
В отличие от Первой мировой войны (1914-1918 гг.), ко Второй мировой государства начали готовиться заблаговременно. И если Первую мировую предсказывали только политики и немногочисленные эксперты, то о том, что в Европе обязательно вспыхнет следующая крупная война, знали и обыватели еще в 1918 году.
Социализм по Гитлеру
Германия вышла из Первой мировой войны униженной и раздробленной после Версальского мирного договора. Система Веймарской республики (1919-1933 гг.), установившаяся после революции, отнюдь не гарантировала мало-мальски нормальной жизни рядовому немцу. Реваншистские партии, как грибы после дождя, возникают одна за другой в Берлине, Мюнхене, Киле. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия появилась в 1920 г. Ее лидер – Адольф Гитлер, уроженец Австрии, участник Первой мировой войны, награжденный Железным крестом, отравленный газами и попавший из-за этого в госпиталь, некоторое время затем прослуживший в рядах Баварской Красной армии и разочаровавшийся в Советах, решился найти свой путь к процветанию Германии.
И он его нашел. Гитлер совместил социалистическое учение с языческим расизмом, идеей особой избранности немецкого народа и оккультизмом. Обезбоженное сознание немцев на «ура» приняло такую теорию. Все поражения были списаны на происки врагов, стремившихся разложить «белую расу». Успех же предполагалось найти в общенемецком единстве, корпоративном государстве и военной силе. Гитлер откровенно говорил: «Социализм – древняя арийская, германская традиция. Наши предки использовали некоторые земли сообща. Они развивали идею об общем благе… Мы не интернационалисты. Наш социализм национален. Мы требуем исполнения государством справедливых требований трудящихся классов на основе расовой солидарности. Для нас раса и государство – это единое целое».
Хотя Гитлер и лидеры его партии формально признавали себя христианами (дабы заранее не тревожить консервативные слои общества), в идеологии они отказались от христианства напрочь. Не надо забывать, что Гитлер до Первой мировой войны обретался в Вене – оккультной столице Европы и, по некоторым вполне достоверным сведениям, еще там вступил в ряды нескольких языческо-оккультных организаций. После завершения Второй мировой войны в Германии христианство планировалось искоренить и учредить некую новую «нордическую религию». Идеолог нацистской партии Альфред Розенберг в книге «Миф XX века» (1930 г.) утверждал превосходство немцев, а шире – «арийцев» над другими народами и заявлял, что подлинное древнее христианство искажено и не отвечает потребностям «немецкой души». Розенберг фактически призвал к установлению новой религии, где язычество насильственно поглощает христианство. Книга этого «арийца» переполнена ненавистью, жаждой власти и желания жить за счет других народов. В ней нет и малой толики любви, хотя само это слово часто встречается на страницах опуса. Бог отодвинут за грань реальности. Его, по Розенбергу, и нет. А поэтому с противником можно поступать как угодно, если это идет на пользу «арийцам». Впрочем, чего еще можно было ожидать от члена оккультного «Общества Туле»?
В Третьем Рейхе христианство официально не преследовалось, но в концлагеря отправлялись и католические священники, и протестантские пасторы, если они пытались излагать нечто неугодное полуязыческому режиму.
Польское «избавление от российского рабства»
Но легко все списать только на одну Германию. Национализм с оккультными примесями существовал и в Польше, которую на Западе считают «первой жертвой» Второй мировой войны. В этом самом государстве не позднее чем с 20-х гг. XX века и вплоть до захвата его Германией в 1939 году шло активное искоренение православия. Только в течение 1938-1939 гг. были разрушены или переданы католикам и униатам более 700 храмов.
При режиме «пана Пилсудского» православным запрещали служить на церковнославянском языке (требовали переходить на польский), православных священников убивали, их дома сжигали, крестные ходы с чтимыми иконами запрещались.
Под лозунгами «избавления от рабства» в 1924-1926 гг. поляки снесли величественный Александро-Невский кафедральный собор в Варшаве, считавшийся выдающимся архитектурным сооружением и окончательно достроенным в 1912 году.
Известно пророчество святого праведного Иоанна Кронштадтского в отношении судьбы собора: «…С горечью вижу я сооружение этого храма. Но таковы веления Божии. Недолго спустя по постройке его – зальется Россия кровью и распадется на многие кратковременно-самостоятельные государства. И Польша станет свободной и самостоятельной. Но я провижу и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. Но это совершится уже много позже. И тогда будет разрушен Варшавский собор. И тогда доля испытаний постигнет Польшу. И тогда закроется ее последняя историческая страница. Звезда ее померкнет и потухнет» (см.: И.К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадтский. – М., 2011. – Т. 2. – С. 526.).
Отношения у националистической Польши и гитлеровской Германии были весьма неплохими. В 1934 году две страны подписали «Договор о ненападении» («Пакт Пилсудского-Гитлера»). Польша рассчитывала, что Германия рано или поздно нападет на СССР. Соответственно, поляки, помогая немцам, должны были получить часть территории Украины и Белоруссии. В 1938 году под шумок Мюнхенского соглашения Польша захватила Тешинскую область, принадлежащую Чехословакии.
Еще 5 января 1939 года Гитлер на встрече с министром иностранных дел Польши Юзефом Беком уверял последнего в совпадении интересов, но требовал уступок в отношении города Данцига (ныне – Гданьск). Польша отказалась, надеясь на помощь Франции и Англии. 21 марта новые предложения Гитлера польское правительство отклонило. С этого момента и пошел раскручиваться маховик войны Германии с Польшей.
Предвоенное время характеризуется заключениями «договоров о ненападении», предательством союзников и откровенной политической ложью. В большей степени «договоры о ненападении» помогли Третьему Рейху предотвратить создание военного союза, подобного Антанте Первой мировой войны. Ведущие страны Старого Света пытались использовать нацистскую Германию в своих интересах. Англия и Франция надеялись, что Гитлер будет воевать на востоке Европы и не двинется на запад. Советский Союз, заключив «договор о ненападении» с Германией 23 августа 1939 года, предполагал, что немцы двинутся воевать именно против Франции и ее союзников.
«Странная война»
Пока немецкая армия захватывала Польшу, Данию и Норвегию, Британская империя и Франция, объявив войну Третьему Рейху, вели так называемую «Странную войну» (3 сентября 1939 г. – 10 мая 1940 г.), то есть при полном военном преимуществе в вооружениях и человеческой силе на Западном фронте они и не пытались серьезно противодействовать Германии (можно даже говорить об имитации войны).
В 1940 году были разбиты наголову Франция, Англия, Нидерланды и Бельгия. Часть Франции оказалась оккупированной вместе со столицей – Парижем, возникло марионеточное французское профашистское правительство в г. Виши, а Англия эвакуировала сухопутные силы с континента. Причем британцы приняли меры по уничтожению или захвату французского флота, дабы он не достался Германии. Союзные англичане топили и обстреливали союзные французские корабли (операция «Катапульта»), а при захвате французской подводной лодки «Сюркуф» 3 июля 1940 года англичане и сами понесли потери. «Горе беззаконному: лукавая бо приключатся ему по делом руку его» (Ис. 3, 11.).
СССР, имея договоренности с Германией, не пришел на помощь британцам и французам. Однако имел на это право, не доверяя им, ведь «Странная война» подталкивала Гитлера напасть на Советский Союз. Но стратегически такое спокойствие надо признать огромным просчетом. Германия сумела избежать войны на два фронта – этого извечного кошмара немецкого Генерального штаба. Гитлер бил своих врагов, выступавших порознь. Поэтому Франция и попала под пяту Третьего Рейха, а во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) нацистские дивизии вместе с венгерскими, итальянскими, испанскими частями дошли до Сталинграда. Так далеко на восток ни один противник России из Европы никогда не доходил за всю историю нашей страны. И только милость Божия да героизм русского и других братских народов позволили сломить нацистскую Германию.
Война прокатилась по территориям 42 государств, нанеся небывалые потери мировой экономике. Она стоила человечеству около 70 миллионов жизней.
Но после Второй мировой войны мир не стал лучше. И создается впечатление, что Первая, Вторая, «Холодная» (1946-1991 гг.) мировые войны – всего лишь этапы единой мировой войны…
Люди, народы, державы грешат, но это только полбеды. Самое скверное заключается в том, что они привыкают к грехам, учатся не замечать их, а потом и переводят в разряд добродетелей, ради которых легко воевать и убивать соседей. Фальшь захватывает все.
«Ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы»
Но Господь Бог в состоянии изменить и эту ситуацию. Он и сложные перипетии войны поворачивает к человеческому благу. Это подметил святитель Николай Сербский и раскрыл в одном из писем к духовному чаду: «Ты пишешь о чудесном случае, который приключился с тобой на войне. Кто-то перед началом битвы раздавал солдатам Евангелие… ты едко заметил: «Здесь требуются сталь и свинец, а не книги. Если сталь нас не спасет, то книги и подавно!». Вот какое замечание ты сделал тогда, ибо до того дня ты веру Божию полагал за ничто… Но все же ты взял книжечку и положил ее во внутренний карман с левой стороны. И что же случилось? Ты сам говоришь: чудо Божие, и я подтверждаю это. Вокруг тебя падали раненые; наконец, был повержен и ты. Попало в тебя стальное зерно. Ты схватился рукой за сердце, ожидая, что хлынет кровь. Позже, когда ты разделся, то нашел застрявшую в твердом переплете книжечки пулю: она метила прямо в сердце. Ты задрожал, как в лихорадке. Перст Божий! Святая книга спасла твою жизнь от смертоносного свинца. Тот день ты считаешь своим духовным рождением. С того дня ты стал бояться Бога и внимательно исследовать вероучение… Господь милостью Своей открыл тебе глаза… Одни на войне погубили тело, а иные – душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, как и ты, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними». Святитель Николай Сербский (Велимирович)