Исихазм и русская монархия

Идея написания данного текста родилась из давней беседы с одним неоязычником – человеком умным, сильным, добрым и искренне чтящем святого государя Николая Александровича. Почему-то в православных монархических кругах сложилось мнение, что среди апологетов нового язычества на Руси числятся исключительно остолопы и малолетки. Это чрезвычайно опасное заблуждение. К сожалению, соблазн неоязычества подхватил и пленил и развитых образованных людей, любящих Россию и последнего самодержца. Единственным недостатком сего слоя населения является весьма слабое знание Православия и основ монархии. А в современной жизненной суете самостоятельно ликвидировать этот пробел монархисты-неоязычники часто не могут и отсюда возникает недопонимание вреда наступающего язычества для восстановления самобытности русского народа и российской государственности. Так как с нашей встречи прошло уже немало времени, а адрес моего знакомого затерялся, то приходится отвечать публично на заданный им вопрос: «А как связаны Православие и русская монархия?»

***

Дорогой N, вот и сподобился я наконец ответить Вам и попытаться рассеять Ваши недоумения.

Вы, без сомнения, слышали, что квинтэссенцией Православия является исихазм. А раз так, то он обязательно должен был влиять и на развитие России, и на русский государственный строй. Все же невозможно отрицать, что наши государи и на престол восходили в соответствии с христианскими традициями, и бракосочетались, и умирали тоже при полном их соблюдении. Мне помнится, что Вы и не отказывались от этого.

Чтобы понять, о чем идет речь, все же необходимо дать расшифровку терминов.

Воспользуюсь словами известного искусствоведа В. В. Лепахина: «Исихазм (от греч. – спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовнопрактическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов:

1) очищение сердца как средоточия духовной жизни человека,

2) сочетание ума и сердца, или «сведение» ума в сердце,

3) непрестанная молитва,

4) безмолвие, трезвение и внимание,

5) призывание имени Божия как реальной преображающей силы,

6) явление нетварного Фаворского света как вступление подвижника в Богообщение и Боговедение».

Нет смысла изобретать и громоздить свои фразы, если кто-то сказал лучше, увереннее и точнее. Исходя из этого дополню Лепахина мыслями покойного М. М. Дунаева: «Исихасты… учили: Фаворский свет есть свет Божественный, недоступный обычному человеку. Этот свет по самой Божественной природе присущ Христу и был невидим в Его земном воплощении, ибо пребывал прикрытый плотью. В момент Преображения Христос отверз очи Своим ученикам, позволив им узреть то, что они земным зрением увидеть прежде не могли…

Смысл исихазма, его цель заключается именно в таком преображении человека, чтобы его духовному взору оказалось открытым вечно существующее, но по несовершенству человеческому его физическому зрению невидимое и неведомое.

Если же Фаворский свет имел природу тварную, то преображения духовного, чтобы узреть его, от человека не требуется. Так полемика вокруг, казалось бы, чисто богословской проблемы оказалась связанной с пониманием смысла человеческой жизни».

Если отбросить лишнее для нашего разговора, то окажется, что исихазм признает, прежде всего, познаваемость Бога и учит идти к Нему и рассматривать все происходящее в мире с помощью ума, погруженного в сердце. А по рассуждениям древних, как раз сердце и является хранителем и источником любви.

Исихастами, как мы знаем из истории и житийной литературы, в России были преподобный Сергий Радонежский, прп. Нил Сорский и прп. Иосиф Волоцкий (кстати, многие не верят в этот факт, но он неопровержим!), батюшка Серафим Саровский и святой праведный Иоанн Кронштадтский. О других русских исихастах просто не говорю, ибо только перечисление их займет достаточно времени.

Мне помнится, что Вы, дорогой N, с похвалой отзывались о Иоанне Кронштадтском и Серафиме Саровском и даже печалились, что они верили во Христа, а не поклонялись Сварогу. Наверняка вы не забыли, что все попытки втиснуть Сергия Радонежского в рамки языческого волхва оказались неудачными, как и изобразить Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром в виде насильственного акта с многочисленными жертвами. Ну, нет таких сведений ни в летописях наших, ни в чужеземных хрониках. А перелопатили Вы их преизрядно.

Беда современных неоязычников в том, что они представляют людей Древней Руси подобными себе. А это не так. Тогда в массе своей народ не боялся того, что о нем подумают потомки. Летописи же писались не для будущих поколений, но для самих себя. И в них все отражалось честно. Например, такой то князь избил волхвов. Это и не собирались прятать и камуфлировать. Наоборот, сей примерный шаг пропагандировался, а не порицался. В XXI веке принято прятать войны за миротворческими операциями и насаждением демократии. Раньше войну называли войною, а борьбу с язычеством борьбою, но не распространением толерантности и т. д. Полномасштабная лживость родилась только в эпоху господства СМИ. Все началось с газетной эры. Ныне же продолжается.

И еще. Крещение Руси произошло в зоне фронтира, где народ был хорошо вооружен и умел воевать. И княжеская дружина, имевшая в лучшем случае 1000 человек (намеренно преувеличиваю численность, источники свидетельствуют о другом!), насадить христианство среди вооруженных людей никак не могла. Надо совсем уж не уважать своих предков, чтобы заявить об их трусости и молчании при введении чуждой религии. Наши предки приняли Христа как своего Бога, поняли и приняли Его как Творца. Умные же волхвы, искавшие Истину, а не морочившие головы соплеменникам, ушли в православные монастыри.

Далее русский народ воспитывался исключительно в лоне Православия.

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов писал: «Почему же так важно пребывание праведных среди народа? Прежде всего потому, что они являются показателями и свидетелями духовной жизни и духовного роста народа; они своим существованием показывают, что народ не умер для Бога, для святости и для духовной жизни; что среди него есть люди достойные благоволения Господа, и что таких людей немало. Прославленные праведники, угодники, чудотворцы – это как бы высочайшие горные вершины… Горные высочайшие вершины никогда не стоят совершенно одиноко и особняком на равнине; около них всегда поднимаются меньшие, но все же возвышенные горы, целые цепи гор, целые горные пространства. В области духовно-благодатной видим то же: около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единой верой, единым благочестием». То есть православное благочестие и христианской понимание бытия постоянно передавались с вершин святости до самой толщи народной. Следовательно, так же и транслировалось исихастское отношении к государству и власти.

Дорогой N, «ум в сердце» или «ум, ограниченный, ограненный и ведомый любовью» сказывался в том, что русского государя надо было любить, а не просто чтить. Одновременно, «ум, сведенный в сердце», открывал самим русским правителям то, как они должны относится к государству и народу, как правильно православно управлять.

На Западе, где исихазм был отвергнут, любой король мог спокойно заявить: «Государство – это Я!» У нас же это было делом совершенно невероятным. Царь Петр Первый «прорубил окно в Европу», но он явно не отказался от исихастского взгляда на власть, полученного им, видимо при воспитании, еще в летах младых. Достаточно ознакомиться с его приказом перед Полтавской баталией: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь».

Вполне исихастское отношение к власти выказывает и историк Н. М. Карамзин: «Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет Царя и Царство Российское!»

Петр – это взгляд сверху, Карамзин – снизу.

Русская монархия всегда строилась на любви государя к народу, а народа к государю. Дворцовые перевороты XVIII века в России – это не плод русского отношения к власти, но западного рационального, лишенного любви. И перевороты устраивали лица, увлеченные писаниями европейских мыслителей, даровавших уму полное превосходство над любовью. Все эти западные учения о Левиафане-государстве, теории общественных договоров и прочее, не имеют ни грамма любви. И зная это нельзя в полной мере отождествлять самодержавие и абсолютизм по-европейски.

Идеал русского властелина был создан  преподобным Максимом Греком (1470 –1556): «Истинным царем и самодержцем почитай того, благочестивейший государь, который заботится не только о том, чтобы правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных, но и бессловесные страсти и пожелания своей души – ярость и гнев и беззаконный плотские похоти – всегда побеждать. А кто побеждается этими бессловесными страстями, тот не есть одушевленный образ небесного Владыки, а только человекообразное подобье бессловесного естества».

Нельзя сказать, что все русские монархи соответствовали ему, скорее даже часто и не соответствовали, но они о нем знали и могли легко отличить правильные свои поступки от неправильных, а это дорогого стоит.

«Ум в любви» вел русских монархов, а не оступается лишь тот, кто сидит на печи и ничего не делает.

1837 год. Наследник престола отправляется в путешествие по России. Вот какие и письма, и наставления шлет ему отец: «Какой важный разительный урок для тебя, которого чистая душа умеет ощущать высокие чувства!.. Не любишь ли отныне еще сильнее нашу славную, добрую Родину, нашу матушку Россию. Люби ее нежно; люби ее с гордостью, что ей принадлежен и родиной называть смеешь…» И добавляет: «…Ты внутри России увидишь и научишься ценить наш почтенный, добрый русский народ и русскую привязанность…, тебя примут везде как свою Надежду. Бог милосердный поможет ее оправдать, ежели постоянно пред глазами иметь будешь, что каждая твоя минута должна быть посвящена матушке России, что твои мысли и чувства одну ее постоянным предметом иметь будут».

Кто же автор этих строк? Да, государь Николай Павлович, прозванный Львом Толстым ернически «Палкиным». Не имел Лев Николаевич любви и сердцем ум не ограничивал, вот и клеветал по своему наитию. А Николай «Палкин» пишет своему сыну, будущему императору Александру Второму: «Люби ее нежно…»

Революция 1917 года проистекла из-за повреждения в духовной сфере. Образованный слой, рванув за Западом, отказался сводить ум в любовь. Поставил «рацио» выше всего. И святой царь-страстотерпец был отвергнут этим слоем, как была отвергнута и любовь. А мы, дорогой друг, еще удивляемся откуда пришли ужасы гражданской войны? Отчасти они проистекли из эгоизмов (они растут при затухании любви к ближнему своему), а отчасти стали и наказанием. Святой праведный Иоанн Кронштадтский знал, что говорил: «Если народ не любит царя, разве будет любить его Бог?»

Дорогой N, надеюсь, что я сумел Вам ответить. И несмотря на Ваши религиозные пристрастия вы не отвергните слова мои.

С искренним уважением и почтением,

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: