Искушение Каина. О психологии революционного терроризма

В 1917 году архимандрит Дамиан (Воскресенский), будущий архиерей и священномученик писал: «В исполинское тело России вошел легион бесов, он крутит и мутит все на необъятном просторе Руси. Как во дни Спасителя после исцеления гадаринского бесноватого легион бесов вошел в стадо неразумных, нечистых животных и поверг его с крутизны в морскую пучину, – так и наша родина катастрофически идет к погибели. Столицы России в руках самозваной власти.Армия наша вместо защиты границ России от жестокого врага раскололась на две враждующих половины и занята кровопролитной междоусобной бойней, бойней позорной и бессмысленной…Итак – борьба идет, борьба еще в разгаре, и не в Петрограде только. Кроме этих ужасов, русским революционерам предстоит еще одна борьба, самая ужасная – нашим социальным деятелям остается свергнуть еще одно господство, добиться еще одной свободы, обеспечить еще одно право. Предстоит еще религиозная революция – остается свергнуть строителям новой русской жизни владычество Божие, освободиться от веры и Церкви, приобрести право каждому быть своим богом.»Но удивительно, что и терроризм в Царской России и революционный террор в уже советской власти несет в себе некую иную психологическую подоплеку.Давай те обратимся к Библии: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородного стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно…» (Быт. 4, 1–13).Радикализм террористов всех мастей несет на себе печать Каина. Психологическую, если угодно. Революционеры, если отбросить примкнувших к движению ради меркантильных выгод, идейные революционеры постоянно чувствуют себя новыми Каинами. Они вроде бы и жертвы свои приносят ради «народного счастья», а их жертвы оказываются не нужны. Кто виноват? Неужели они – прогрессивные люди, вооруженные «передовыми» западными учениями и технологиями? Конечно, нет. Виноваты темные силы в народе. От них надо избавиться. С ними надо разобраться. Так до 1917 года убивали министров, жандармов, да и обычных граждан.Но революция свершилась. И что же узнали строители «нового мира».А вот это:

Письма и наказы крестьян Учредительному собранию: не позднее 31 декабря 1917 г.
«…При батюшке царе ничего не было, а теперь каждый день убийства, грабеж и жаловаться некуда. Зато теперь — свобода, подохнуть бы всем, кто это выдумал.Прошу передайте батюшке Николаю привет. Мы за него молимся, чтобы он встал на престол».
(ГАРФ, ф. 1781, оп.1, д.20, л. 2 –2 об. Подлинник, рукопись)

Не позднее 31 декабря 1917 г.«…Прошу отметить эти слова. При выборах все добивались свободы слова — кто что хочет говорить. Я и другие, много нас, хотим голосовать за батюшку царя Николая, при котором нас бедняков никто не трогал и все было доступно и дешево, и хлеба было много, а теперь при новом вашем правительстве одни грабежи да убийства и насилия, и жаловаться некуда, и делает все солдатня. Неужели батюшка царь не вернется к нам? Господи, вразуми народ и верни нам защитника царя…»

(ГАРФ, ф. 1781, оп.1, д. 20, л. 3–3 Подлинник, рукопись)

Как же не испытать здесь ужас и зависть по библейскому Каину? Жертвы принесены, даже «старый режим» свергнут, а толку то и нет. И здесь коренятся истоки репрессий, нет не против партийной верхушки (это уж схватка внутренняя!), а против народа. Причем в репрессированные попадают не только интеллигенция, дворянство и духовенство, но и вполне признаваемые угнетенные классы: рабочие и крестьяне.И тогда развертывается каинитство во всей своей красе. Если нет контрреволюционных организаций, то их придумывают, высасывают из пальца. А потом расправляются с неугодными. За одно обеспечивается и карьерный рост в ОГПУ. И ведь все находит моральное оправдание: «Ради блага всемирного человечества можно расстрелять тысячи и тысячи людей!» Разозлившись от непринятия жертвы, новые Каины начинают других приносить в жертву.Кстати, из книги Бытия мы узнаем, что потомки Каина и он сам активно улучшали производные материальной жизни. По Священному Писанию даже первый город построил Каин и назвал его Енох, в честь сына.Так и возникает невольно мысль, что СССР хотя бы отчасти, да и был своеобразной пародией на дела библейских каинитов.

Sapienti sat!

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: