Иван Сусанин — человек, который поразил Смуту
Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство Земским собором произошло 21 февраля (3 марта) 1613 года, это решение всей Руси положило окончание Смуте, терзавшей государство и народ в начале XVII века. А то, что это время было ужасным, хорошо свидетельствует монах Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Палицын). Его «Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным» было издано только в XVIII веке. Итак, что говорит о Смуте этот честный русский историк и писатель: «Тогда убо во святых Божиих церквах скот свой затворяху и псов во олтарех питаху; освященныя же ризы не токмо на потребу свою предираху, но и на обуща преторгаху и драгими багры на плещу носимых священных иереев афедроны покрываху. И х коим же вещем святым невозможно прикоснутися ни приступити без говeниа, но со страхом, и таа ношаху блудницы и пиаху с плясанием от них. И безсловесныя скоты украшахуся сими… И никто же от всего Росийского языка не избысть от тeх бeд. Чин иноческий и священнический не вскорe смерти предааху, но прежде злe мучаще всячески, и огнем жгуще, и испытующе сокровищ, и потом смерти предааху. А их же свeдят иноков непреходимых от мeста на мeсто, но во едином обeщании живуща, и таковых работами облагаху; и стражи бяху им, и вина и пива варяху им, тако же и кормы людскиа и конскиа готовяще и пасяху стада их. Такожде и иереев у мелива, и у возов, и у дровосeчества моряху, и блудниц стрежаху и работающе блудницам, воду носяху им, и порты скверныя мыюще на них, и у коней их все работающе повелeнное. И старыя и святолeпныя мужи у ног их валяющеся, аки сиротки, и, ругающеся им, повелeваху пeсни пeти срамныя, и скакати и плескати; не покаряющих же ся смерти предааху.
И премeнишася тогда жилища человeческаа на звeрскаа. Дивие бо некроткое естество: медвeди, и волцы, и лисицы, и зайцы на градскаа пространнаа мeста прешедше, тако же и птицы от великих лeсов на велицей пищи, на трупe человeческом, вселишяся. И звeри и птица малыя в главах и в чревeх и в трупeх человeческих гнeзда содeлашя: горы бо могил тогда явишася побиенных… И крыяхуся тогда человeцы в дебри непроходимыя и в чащи темных лeсов и в пещеры недовeдомыя и в водe между кустов, отдыхающе и плачющеся к Содeтелю, дабы нощь сих постигла и поне мало бы отдохнути на сусe. Но ни нощь ни день бeгающим не бe покоя ни мeста к скрытию, и вмeсто луны многиа пожары поля и лeса освeщеваху нощию и никому же немощно бяше двигнутися от мeста своего: человeк бо ожидаху, аки звeрей от лeсов исходящих. И оставишя злодeи тогда за звeрьми гоньбу, но женуще за своею братиею, и со псы, аки лютых звeрей, пути пытаху; и существеныя звeри человeк бeгающих поядаху и произволительныя звeри не естеством но нравом такожде поядаху; и звeри убо едину смерть дающи, сии же и тeлесную и душевную. Попусти же Господь нашь и Бог праведный гнeв свой на нас: не токмо злых сих врагов, но и звeрие пакости дeяху. Нигдe бо христиане земледeльцы и вси бeгающе и не могуще жить сeменных всячески скрыти; вездe бо из ям звeрие ископоваху и поядаху. Инии же звeрие токмо по лeсу и по грязи разсыповаху далече. Такожде и казаки и измeнники, идeже что останется каковых жит, то в воду и в грязь сыплюще и коньми топчюще. А идe же не пожгут домов или немощно взяти домовных потреб, то все мeлко колюще и в воду мещуще, входы же и затворы всякиа разсeкающе, дабы никому же не жительствовати ту. Но звeри убо со птицы плоть человeческую ядуще, человeцы же з бeсы и душя и тeлеса погубляху: немогуще бо немилосердых мучений терпeти мучимии и на мал час хотяще отдохнути и в смертном разлучении неповинно и неправедно друг друга оклеветоваху».
Избрание, по воле Божией, законного русского царя должно было прекратить все те бедствия, которые проистекали из-за анархии, иноземной интервенции и разбоев на Руси.
Враги России отлично понимали это. Польско-литовский отряд намеренно отправился в Костромскую землю, дабы захватить нового царя. Смута чрезвычайно схожа с гражданской войной, где фронты – понятия условные. И поэтому появление поляков под Костромой не должно удивлять. Хотя либеральные историки постоянно оспаривали оспаривают до сих пор состав отряда, впихивая в него или только казаков, или «разбойных» русских людей. Однако, как раз документами той эпохи это и не подтверждается.
На успех оккупанты вполне могли рассчитывать. Захват или убийство молодого Михаила Федоровича не представлялся делом трудным. Серьезных русских воинских формирований на окружающей территории не имелось по вполне понятным причинам. Основное противоборство между враждебными сторонами совершалось отнюдь не под Костромой.
Но польско-литовским авантюристам очень не повезло. Захваченный ими вотчинный староста Иван Сусанин (для исполнения роли проводника) погиб, но к месту пребывания Михаила Феодоровича и его матери – инокини Марфы не вывел. Существуют две версии подвига: первая – Сусанин просто отказался сотрудничать и был на месте порублен саблями и вторая – костромской крестьянин завел поляков в болото, из коего те уже не выбрались или же смогли спастись случайно лишь единицы.
В любом случае препятствовать восхождению Михаила на царский трон оккупанты оказались не в состоянии. И с течением времени Смута пошла на убыль, а Русское Царство восстановилось, пусть и с территориальными потерями.
Подвиг Ивана Сусанина был оценен и властью, и людьми. Потомки Сусанина получили в 1619 г. жалованную грамоту от государя: «…в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно».
Попросту говоря своим делом Сусанин спас не только царя, но и всю Россию. Подвиг Сусанина был делом любви к Отечеству и престолу, это отлично понял и рассказал Николай Васильевич Гоголь: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным». Иван Сусанин являлся православным русским человеком, и он воплотил один из высших христианских идеалов – положил «душу свою за други своя». И ему должны мы быть благодарны, что и ныне жива Россия и мы сами живы. Безвластие всегда доводит народы и страны до гибели и полного растворения среди иноплеменных завоевателей. История скрупулезно свидетельствует об этом. И исключений не допускает.
В 1917 году на Руси приключилась новая Смута. И то, о чем сообщал келарь Авраамий опять воплотилось у нас. «Новые поляки», засевшие в Кремле расправились холодно и беспощадно. В Костроме Сусанинскую площадь экстренно переименовали в площадь революции, а памятник Ивану Сусанину снесли. Правда, потом, примерно с 1938 года память о патриотическом подвиге костромского крестьянина начали постепенно восстанавливать. Это объяснимо. Мировой революции не случилось, а СССР попал во враждебное окружение. Потребовался патриотизм для обороны. Впрочем, подвиг теперь стали выставлять чисто как патриотический акт, без акцентирования его монархической подоплеки. В ход пошло и массовое тиражирование измышлений украинофила-историка Костомарова и либерала-историка С. Соловьева. Хорошо, что перестали хоть рассматривать геройское деяние Сусанина как миф.
В Костроме же Ивану Сусанину оборудовали новый памятник в 1967 году.
И старые, и новые историки препираются о дате геройского поступка Ивана Сусанина. Называют и осень 1612 г., и февраль 1613 г., и 30 марта 1613 года. Первые две даты очень популярны в антимонархических кругах, ибо они говорят, что староста никак не мог ведать об избрании Михаила Феодоровича царем. Но, если подчинятся элементарной исторической логике и знанию о климате Костромского уезда той эпохи (болота ведь должны хотя бы несколько оттаять, чтобы поляки и литовцы из них не вышли), то 30 марта (или пусть даже 20 марта по юлианскому стилю!) представляется более верной. Все-таки срок для доставки грамоты об избрании царя в Кострому выявляется реальным.
Согласно преданиям, Иван Сусанин служил вотчинным старостой в с. Домнине – владении Романовых. И об избрании царя сведения наверняка получил, тем более, что Домнино находится примерно в 60-70 км от Костромы. А если, именно, в Домнино или в ближнем монастыре находились Михаил Феодорович и Марфа Романова, то уж гонца им бы точно послали.
Так что 30 марта 2018 г. русские монархисты и все патриоты России обязательно должны помянуть подвиг костромского крестьянина, отдавшего жизнь за Царя, Православие и Родину. Недаром в Великом Новгороде на памятнике «Тысячелетие России» Иван Сусанин изображен среди полководцев и государственных мужей. 405 лет – дата не круглая, но важная для нашей памяти и совести тоже…