Князь Щербатов — защитник Самодержавия и русской народности

Иногда приходится просто удивляться тому, что в современной постсоветской России в СМИ, искусстве и даже в некоторых политических органах активно проповедуется идеология, деструктивная по отношению к государству и народу. Памятники лицам, работавшим на погибель Отечеству нашему, не только бережно сохраняются, но и количественно пополняются. Улицы, скверы и площади российских городов носят названия в честь людей, которые громили все начала народной жизни, разваливали основы нашей самобытности, убивали мирных граждан и вред, нанесенный ими русской державе исчислить невозможно и за сто лет.

В тоже время истинные защитники России оболганы, а в лучшем случае – забыты.

Господа коммунисты из года в год тянуться гуськом с цветами к мавзолею или же к памятникам Сталину в дни поминовения «красных вождей». Причем подробности прохождения всех этих процессии регулярно отражаются прессой. Одновременно раздается неимоверное количество интервью, где прославляются и Советский Союз, и его покойные руководители, за одно припоминаются и другие борцы «за победу коммунизма во всем мире». Россия же вспоминается не историческая, а всенепременно социалистическая и противостоящая «мировому капиталу». То есть перед нами очередные фантастические рассказы с благонамеренным идеологическим уклоном в левую сторону.

О чем же это свидетельствует? Лишь о том, что Россия не вышла из революции, которая «продолжается в каждом из нас». Мы не отошли от революционного дурмана и свою историю, и свое настоящее воспринимаем иллюзорно. А это чрезвычайно опасно для существования самой России. Из иллюзий не вырастает народный дух. На иллюзиях сложно обустроить не только культуру, но и экономику. Лучшие представители России и русской творческой мысли это понимали всегда. Одним из них был князь Александр Григорьевич Щербатов (1850–1915). Давайте рассмотрим его жизнь и его труды как уроки нам, заплутавшим в трех соснах революционного мировидения.

Род Щербатовых всегда служил Российской Империи. Среди предков его числится святой мученик за православную веру князь Михаил Черниговский.

Александр Григорьевич Щербатов всю свою сознательную жизнь старался быть достойным своих пращуров. Причем человеком он был очень интересным. Его биография могла бы послужить основой замечательного художественного фильма. Но вряд ли бы она заинтересовала современных киношников, зацикленных на съемках «Матильд», «Сволочей», комедий о блокаде и других столь же псевдоисторических, русофобских и откровенно идиотических видеоподелок.

Щербатов участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. как представитель «Красного креста» при действующей армии и был награждён орденом Святого Владимира IV степени с мечами и орденом Святого Станислава II степени. Во всяком случае далеко не каждый офицер русской армии удостаивался первого ордена. И это говорит о многом.

После завершения войны и возвращения к мирной жизни Щербатов женится. Его супругой стала Ольга Александровна Строганова, как оказалось в последствии женщина незаурядная и вполне достойная своего мужа.

Ольга Щербатова – это прямой вызов феминисткам XXI века – дамам, бунтующим против семьи, так как, мол дети мешают женщинам самореализоваться.

По меркам нынешнего времени Щербатовы были многодетной семьей (в браке родилось четверо детей), хотя по стандартам XIX столетия таковой бы ее не признали. Супруги Щербатовы воспитали достойных детей и это им не мешало заниматься важными для страны и интересными для них делами.

Ольга Александровна Щербатова известна как автор нескольких весьма интересных книг: «По Индии и Цейлону. Мои путевые заметки 1890–91 с 2 дополнительными главами о религии и архитектуре Индии», «В стране вулканов. Путевые заметки на Яве 1893» и «Верхом на родине бедуинов в поисках за кровными арабскими лошадьми (2600 верст по Аравийским пустыням в 1888 и 1900)». Любопытные названия не правда ли?

Эти книги результаты путешествий четы Щербатовых по «болевым точкам» колониальных империй. Причем, позже Щербатовы отправляются на Кипр, в Египет, Палестину и в Англию. Уж увольте, но без русской разведки здесь никак не обошлось. А если учитывать, что Князь А. Г. Щербатов считается вхожим в круг основателей «Священной дружины» (организации противореволюционной, да и не только), то вывод напрашивается сам собой.

Увлечение Александра Щербатова коневодством, да и, вообще, сельским хозяйством, тоже является не случайным. Лошади необходимы для армии, а крестьянство Щербатов считал становым хребтом русского государства.

«Находя, что хозяйственное преуспеяние крестьян – залог мощи и славы России, князь всю жизнь неутомимо работал над увеличением доходности крестьянского хозяйства: раздавал усовершенствованные земледельческие орудия, производителей для улучшения пород скота и устроил даже поездку крестьян в Англию, чтобы они могли ознакомиться с тамошним ведением сельского хозяйства» (Воронов Л., Самарин Ф. и др. Памяти кн. А. Г. Щербатова).

Вот такой был помещик и «эксплуататор»!

А еще Щербатовы для крестьян с. Васильевское открыли школу, лечебницу с родильным отделением, детский клуб. Плюс к этому одаренных детей отправляли учиться за границу и, о ужас для гг. революционеров! выделяли пенсионное содержание крестьянам пожилого возраста, не способным самостоятельно трудиться.

Во время японо-русской войны (1904–1905) Щербатовы помогают русской армии, как могут: князь принимает должность главноуполномоченного «Красного креста», жена его заведует госпиталем в зоне боевых действий, а сын Александр служит на военном флоте.

Анализируя причины странного и печального завершения войны и накануне начала Первой Мировой Александр Григорьевич пишет: «Причины испытанных нами неудач исключительно нравственные и могут быть выражены словами: отсутствие в высших сферах решимости победить. Русский Царь и русский народ остались одинокими в своей вере в свою духовную мощь.»

В трех своих основных трудах: «Обновленная Россия» (1908), «Православный приход – твердыня русской народности» (1909), «Государственная оборона России» (1909) князь намечает проект реформ, связанных с укреплением Самодержавия, народа и Русской Православной Церкви. Причем идеи этих реформ носят отнюдь не умозрительный характер. И актуальны до сих пор.

Реформирование государственного управления Щербатов видит в усилении Самодержавия, создании непосредственной связи высших органов власти с самоуправлением (единица самоуправления для него приход, понимаемый территориально, а не только в рамках церковной организации), борьбе с иностранным и революционным влиянием, превращением рабочих в полноценное сословие (с учетом их интересов властью, именно, как сословия), преобразованием образования на национальных началах, оживлением экономической жизни за счет кооперации, государственного кредитования и создания крестьянских ссудных касс, изменением в структуре армии (фактический переход на профессиональную, но национально ориентированную службу) и т. д. Щербатов отмечает: «Русская народность могуча своим Христианством, своей Самодержавной Государственностью и своей творческой Самобытностью. Иноплеменные и иноверные народности, находящиеся под Русской Державой, почерпнут свое благосостояние и свое благоустройство из мощи русской народности на началах широкой веротерпимости, местного хозяйственного самоуправления и сохранения своих племенных особенностей.

Всякая же попытка к насильственному захвату каких-либо прав поведет, рано или поздно, к должному возмездию.

В настоящее время противники русской народности: петербургское чиновничество и иностранный капитал. Для противодействия им нужны создание русского народного общественного мнения и производительная народная творческая работа ввиду широкого применения народного труда к использованию естественных богатств России.»

Первая Мировая война, вспыхнувшая в 1914 году, для князя не была неожиданностью. Он предвидел ее и называл основным противником России Германию.

Александр Григорьевич и Ольга Александровна организовали для русской армии санитарный поезд №67, вложив в него и на обслуживающий персонал собственные средства. Из документов мы узнаем следующее: «Временный военно-санитарный поезд № 67… состоит из двадцати (20) вагонов 4-го класса для раненых, одного вагона 4-го класса   «Перевязочный», одного вагона 4-го класса «Кухни», двух вагонов «Цейхаузъ», одного вагона 3-го класса для Команды, одного вагона 2-го класса для офицеров, одного вагона 1-го класса для Начальника поезда и медицинского персонал.» Руководить работой поезда взялась сама Щербатова. Известно, что через этот поезд, примерно за девять месяцев войны, было эвакуировано около 30 тыс. человек, всем им была оказана квалифицированная медицинская помощь.

Александр Григорьевич Щербатов скончался в 1915 году. Он ехал к жене на фронт, чтобы сообщить о смерти сына Александра. Князь заболел крупозным воспалением легких и умер в Варшаве.

На похороны князя А. Г. Щербатова собрались не только аристократы, но и крестьяне всех окружающих с. Васильевское деревень.

Ольга Александровна решила построить над могилой супруга храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Строительство не завершилось из-за революции 1917 года.

В 1946 году купол храма взорвали. Так советская власть «почтила» память выдающегося русского мыслителя, путешественника, экономиста и публициста. В настоящее время храм восстановлен, а могила А. Г. Щербатова была найдена в конце XX века. Но вот идеи Александра Григорьевича Щербатова широкой общественности практически неизвестны.

Почему мы так склонны забывать все то, что составляет славу России и поклоняемся всему разрушительному для страны и народа?

Впрочем, вопрос носит чисто риторический характер…

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: