Когда святые не маршируют

Экстремизм и терроризм – это однояйцовые  близнецы – братья. Экстремистские объединения в современном глобальном мире растут как на дрожжах. Беда, только в том, что СМИ, государственная власть, общественность иногда  слишком много внимания уделяют бичеванию одних экстремистских или террористических групп, совершенно забывая о других, даже более опасных, из–за некоей мнимой толерантности. Например, о белом расизме написано неимоверное количество разоблачающих статей, за то о негритюде – этом откровенно расистском учении (чрезвычайно популярном на африканских просторах : от Сенегала до Кении и от Мавритании до Свазиленда) что – то не слышно. Впрочем, это объясняется достаточно просто – Европа кается за прошлые годы колониальной экспансии и закрывает глаза на реальные события, происходящие в настоящее время. Ситуация с исламским экстремизмом является аналогичной. Стоит вам заикнуться об опасности наступления фундаменталистского ислама, как вас обвинят в нетолерантном поведении и фашизме. Вместо разумной дискуссии и научного анализа ситуации происходит «элементарное» навешивание ярлыков в стиле  «черного» PR.

Современный ислам многослоен и разнообразен. Мусульманские уммы разбросаны по всему свету, так как глобализация как процесс, вполне способствует распространению ислама. Информационные исламские каналы и пресса ведут открытую экспансионистскую политику в коммуникационном пространстве (скажем, влиятельность таких каналов как «Аль–Джазира» и «Аль–Арабийя» увеличивается с каждым днем). В мировом информационном пространстве свершается семантический джихад. Главным оружием данного вида информационной войны является подмена–замена смыслов, нивелирование иной религиозной символики и распространение заведомо ложных представлений об исламе. Семантический джихад происходит одновременно с джихадом вооруженным и представляет собою информационную поддержку второго. В соответствии с исламским вероучением земли не входящие в сферу контроля мусульман объявляются зоной «дар ал–харб» (мира войны) и противопоставляются зоне «дар ал–ислам» (мира ислама). Все земли, принадлежащие немусульманам, с точки зрения Корана, являются не законно захваченными представителями других религий (то есть, исламский джихад – это всегда борьба за «возврат» территорий и имущества). Муджахеддин или шахид, погибший во время джихада автоматически попадает в рай, какие бы преступления он не совершил до или во время «священной войны». Уже такая постановка вопроса в полной мере служит оправданием геноцида (избиение армян в 1915 г. в Турции) или террористического акта (захват школы в Беслане ). Исламские СМИ, в зависимости от степени своей либеральности, через использование терминов–симулякров, прямо или косвенно, обязательно оправдывали и оправдывают действия шахидов и шахидок. Симуляция осуждения подкреплена исламским правом и Кораном. [1] В христианстве (и, собственно, в Православии ) подобное не возможно по определению. В Новом Завете существуют четкие запреты на ложь и убийство, да и вообще Евангелия от Корана в области морали отличается разительно.[2] В каноническом церковном праве совершенное убийство, пусть и не умышленное, пусть и ради спасения своей собственной жизни на войне, ведет к сакральным ограничениям и, безусловно, осуждается. [3] Образно говоря: «Современные исламские святые – шахиды могут воевать, убивать, взрывать дома с мирными жителями и, именно, в сих делах воочию проявляется их святость. В православном христианстве святые не маршируют. Война – это, то, что очерняет облик даже самого святого и чистого человека и недаром, известно из житийной литературы, что христианские военачальники и воины, принимавшие монашеский постриг, вынуждены были годами замаливать свой грех человекоубийства». Когда Ромейская империя столкнулась в схватке с Арабским халифатом в Х веке, «… мусульманские армии, раз за разом одолевали войска римлян. Византийский император Никифор Фока решил, что дело в более высоком религиозном духе арабов. Их религия обещает каждому «шахиду», павшему на поле, немедленное вхождение в мусульманский рай с гуриями (а для желающих и с юношами – «обходят их мальчики вечно юные» (Сура 56 :17))… Император решил, что подобной верой надо воодушевить и своих воинов. И потому потребовал от Константинопольского патриарха св. Полиевкта причислять к лику святых всех без различия воинов, павших на войне с арабами. Патриарх… не только отказался, но еще и ответил императору, что оставшиеся в живых воины только по снисхождению допускаются к принятию Святых Таин, от которых они должны были бы отлучаться на пять лет как пролившие кровь. Мотив Патриарха понятен: нельзя воевать без ненависти. А ненависть опаляет душу…» [4]

Исламский терроризм нашего времени имеет свои истоки в средневековом исмаилизме. Гашашены «Старца Горы» – Хасана – истинные предшественники соратников Осамы Бен–Ладена.

Православная (шире, христианская) ментальность не позволяет применять методы терроризма против исламских террористов, противостояние может быть успешным только в духовной сфере. У террористов можно выиграть только и только тогда, когда будет проведена их  полная изоляция в информационном пространстве.

                    Примечания

  1. Бат Йеор. «Зимми»: христиане и евреи под властью ислама / Бат Йеор. – (http://lib.aldebaran.ru)
  2. Василик, В.В. Истоки агрессивности / В. В. Василик. – (http://www.pravoslavie-islam.ru)
  3. Книга Правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых отецъ. – (http://orthlib.ru)
  4. Кураев А. Как относится к исламу после Беслана / А. Кураев. – (http://www.kuraev.ru)

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: