Крест и лествица

Великий пост для православного христианина несет в себе множество открытых и потаенных смыслов. В какой-то степени он отображает историю падшего человечества: от изгнания первых людей из рая и до воскресения Богочеловека.
Крест Господень – это ось мировой истории, вокруг него вращается все происходящее, на нем держится вся Вселенная. Крест – символ надежды и залог бессмертия, отблеск потерянного рая, знамя Христа Пантократора. Не случайно среди песнопений Крестопоклонной недели мы находим стихиры: «Радуйся, живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость».
За Крестопоклонной неделей следует воскресенье, когда Церковь Русская вспоминает преподобного Иоанна Лествичника (VI-VII вв). Его книга, обычно называемая просто «Лествица», имеет и более пространное наименование – «Лествица райская, или Скрижали духовные», или «Лествица Божественного восхождения». На Руси «Лествица» стала известна в XI веке. Потом она неоднократно переписывалась и после возникновения печатного дела переиздавалась. В русской иконописи вполне традиционными считаются иконы, появившиеся под влиянием «Лествицы». Древнейшие из них относятся к новгородской иконописи XIV века. Так что значение данного труда преподобного Иоанна Синаита сложно переоценить. Созданный не позднее VII века от Рождества Христова, он важен для православных людей и в XXI столетии. Конечно, преподобный Иоанн писал прежде всего для подвизающихся на монашеской стезе, для мирян весьма сложной, а нередко и невозможной. Но как говорили святые отцы: «Если я не могу выпить всю реку, то что мне мешает для утоления жажды сделать несколько глотков доброй чистой воды?»
Современное общество настолько утратило понимание духовной жизни, которым владели наши предки еще несколько поколений тому назад, что совершенно не соображает, как строить жизнь свою во всех планах бытия и быта. Потеряно само понимание греха, а, следовательно, он переведен чуть ли не в разряд добродетели или пусть даже в вид невинного проступка. Но частые общественные болезни: войны, смуты и прочее вытекают как раз из грехов, которым покорились все и вся. А вдобавок к сему происходит расчеловечивание человека, упадок семьи, уход тепла из отношений между людьми, торжество самых гнусных пороков и личностный распад, «ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12). Обращаясь к «Лествице» прп. Иоанна Лествичника, неизбежно осознаешь таковое положение дел. Там же находится и противоядие. Но чтобы четко понять это, необходимо обратиться к самому творению великого подвижника, игумена достославного Синайского монастыря.
Символическим прообразом «Лествицы» необходимо полагать лестницу, увиденную во сне патриархом Иаковом: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему…» (Быт. 28, 12-13).
«Лествица» разбита на 30 глав, которые соответствуют ступеням восхождения к Богу, причем с описанием добродетелей, им соответствующих. В 26 главе преподобный Иоанн Лествичник раскрывает механизм возникновения греха. Подразделение на 30 глав определяется в предисловии книги: «Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению».
Мы можем найти в книге наставления, которые могут пригодиться и мирянам. Приведем лишь некоторые высказывания преподобного Иоанна Лествичника:
«Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича».
«Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом».
«Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ей от согрешений как бы уздою».
«Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших».
«На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит перед судьей, чтобы тебе и внешним видом, и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии».
«Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих».
«Если хочешь или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно – это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение».
«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их».
«Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое».
«Ложь есть истребление любви».
«Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом».
«Рыба спешит убежать от удочки, а душа сластолюбивая отвращается безмолвия».
«Благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздой, ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть».
«Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле».
На Святом Афоне имеются в монастырях иконы и фрески, изображающие монаха, распятого на кресте, в тело которого впиваются стрелы, выпущенные бесами-лучниками, а около каждого из нечистых указывается определенная страсть. По свидетельствам очевидцев, преподобный Паисий Святогорец часто молился пред такой иконой и сам возжигал лампадку. Икона эта тесно связана с сюжетом иконы «Лествица преподобного Иоанна Лествичника». На последней изображено восхождение людей к Богу. Бесы же стреляют в них, стаскивают с помощью веревок и крюков с лестницы, ведущей в Небо. Естественно, попавшие в руки бесов – это те, кто пренебрегал добродетелями и покорялся грехам.
По сути, не сумевшие подняться по лестнице являются отказавшимися в той или иной форме от своего креста. Как же здесь не вспомнить замечательные слова святителя Феофана Затворника, явно возникшие после размышления о Кресте Господнем и Лестнице преподобного Иоанна: «Господь знал, что без крестов нам нет спасения, потому так устроил нашу жизнь, что мы бываем поминутно и со всех сторон обложены крестами. Остается только одно с нашей стороны… воспринимать на себя и нести свои кресты как следует… Я вам укажу, какие это кресты и как воспринять их и нести.
Первый крест есть – горестное наше на земле сей пребывание, исполненное скорбей, лишений, неудовольствий, болезней и всякого рода бед. Ведь мы созданы для блаженства, но, преступив заповедь, изгнаны из рая, – и вот несем епитимию временного пребывания в сей юдоли плача и сетований… Никто не свободен от сего креста; но всякий волен и обратить его в целительное себе врачевство, и отравлять им свою жизнь… Чтоб сего не случилось, вот что надобно… Надобно сие состояние считать заслуженным и говорить Господу искренно: не стою лучшего; затем окаявать себя, что сами виноваты во всем том, и, наконец, благодушно нести все скорбное. Только ходя так, под сим крестом, мы получим дерзновение и по отходе отсюда восходить по Кресту на небо.
Второй крест есть вся совокупность наших слабостей и неправых чувств и расположений нашего сердца. …Тому, кто хочет обратить сей крест в свою пользу, вот что надобно делать! – Не поддаваться ни за что неправым влечениям сердца; поддавшись нечаянно – каяться и снова установлять себя в бранное положение против страстей.
Третий крест, или образ креста, есть неизбежен для нас труд и соединенные с ним тягота и терпение в исполнении лежащих на нас обязанностей. …Ты отец или мать – терпи, исполняя обязанности отца и матери… Ты судья… терпи, исполняя долг добросовестного судьи (о недобросовестном нечего говорить… тот сам себя вешает на крест в пагубу). Ты учитель – веди дела учительства с неутомимостию… Ты купец – веди дела купечества как следует…
Есть и еще множество других крестов: есть крест умерщвления суемудрия, крест распятия своеволия, крест отвержения всяких утех… и еще, выше всего – крест Богопреданности,– когда замирает у человека всякое помышление об устроении своей участи временной и вечной от предания себя в волю Божию».
Великий пост постепенно дойдет до Страстной седмицы, а там недолго ждать и «Торжества торжеств, Празднества празднеств» – Пасхи Христовой, когда в храмах возгласят: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?». И Небо приблизится к нам…

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: