Крест педагога

Нам довелось жить в лукавое время, когда расползшийся по окрестности туман объявляется легкой дымкой, тусклая медь – золотом, а смрад – благовонием. Человечество идет по какому-то странному пути, где подмена реальности фетишами охватила всех и вся.
Западная цивилизация овладела земным шаром. За ней следуют, ее восхваляют, ценностям ее поклоняются. Но она сама постепенно деградирует, отказавшись от того, что лежит в основе. Сперва Запад отрекся от Бога и Церкви, затем распрощался с семьей (семья ведь малая церковь), потом почти сразу же отверг и государство.
Отбрасывая большое – неизбежно расстаешься и с малым. Апостасия не имеет границ: отступив от Господа нашего Иисуса Христа, человек уже спокойно разлучается с тем, что его делает человеком.
Школа ныне остается одним из последних бастионов сохранения человечности в расхристанной Европе.  Но это только пока. В Финляндии запущен эксперимент, который должен в корне изменить систему образования и школу. За ним внимательно наблюдают в разных странах. Происходит нечто подобное внедрению современной ювенальной юстиции, апробированной сперва в небольших государствах и лишь через некоторое время получившей право на жизнь в Германии, Франции и т. д.

Что же происходит у наших скандинавских соседей? В школах ликвидируются предметы, а вместо них вводятся так называемые «темы». Идея заключается в том, чтобы вырабатывать у учащихся «полезные навыки», которые пригодятся при работе. Например, изучается тема «Ресторан». Ученики должны показать знание иностранных языков при обслуживании клиентов, химического состава продуктов, этикета и т. п. То есть создается «каша» из различных знаний, необходимая для получения успешной оценки или зачета по теме. Таким образом, полностью меняется преподавание, а учащиеся получают лишь поверхностные знания. Личность самого учителя при подобном отношении вообще не имеет значения. Он теперь выполняет роль модератора в процессе освоения школьниками «темы». Образование – от слова «образ» (как способ формирования личности) совершенно утрачивает смысл, ибо происходит элементарное натаскивание в навыках, практически, дрессировка по заранее заданным схемам.
В Дании занимаются опытами над высшей школой. Вводятся лекционные и практические курсы внепредметного свойства. На этом поприще отличился Копенгагенский университет. В нем  запущен учебный курс, посвященный американской поп-диве и певице Бейонсе. Датский профессор Эрик Стейнског заявил: «Мы будем анализировать песни и клипы. Сфокусируемся на гендере, сексуальности и расе. Одна из наших целей – изучить явление «черного феминизма», который мало известен в Скандинавии». То есть вместо обучения организуется банальная пропаганда «ценностей», разлагающих общество. В данном случае преподаватель превращается в пропагандиста.
И в Финляндии, и в Дании категория «ученик» исчезает, и вводится понятие «потребителя образовательных услуг». Сам же учитель должен стать не более чем поставщиком этих «услуг».
К сожалению, в России принято ориентироваться на «передовой» Запад и перенимать все, что там предлагается. Это давняя традиция интеллигенции в нашей стране. Замечание русского православного философа XIX века Константина Николаевича Леонтьева актуально и до сих пор: «Народ рано или поздно везде идет за интеллигенцией. Интеллигенция русская стала слишком либеральная, т. е. пуста, отрицательна, беспринципна. Сверх того, она мало национальна именно там, где следует быть национальной. Творчества своего у нее нет: своей мысли, своего стиля, своего быта и окраски. Русская интеллигенция так создана, что она чем дальше, тем бесцветнее; чем дальше, тем сходнее с любой европейской интеллигенцией; она без разбора, как огромный и простодушный страус, глотает все: камни, стекла побитые, обломки медных замков (лишь бы эти стекла и замки были западной фабрики). Страус не может понять, что стекло режет желудок и что медь, окислившись, отравит его.
Русская интеллигенция не в силах различать стекла и меди от настоящей пищи. Она жрет что попало и радуется».
Опасность того, что творится в школах Дании и Финляндии, и у нас возрастает с каждым годом. Учительство на Западе низводится до положения лакея, часто хорошо оплачиваемого. И самое главное – всех это устраивает.

Назначение нашей школы

Российский учитель материально живет хуже европейского. Он задавлен бумажно-чиновничьей работой и часто не имеет реальной возможности к творчеству. Но наш учитель отнюдь не лакей и понимает, что несет крест учительства ради своих ближних.
Удел учительства высок. Сам Творец был всегда главным Учителем человека. Апостолы называли Господа нашего Иисуса Христа: «Равви». Не случайно отмечал некогда святитель Феофан Затворник: «Первоначально в раю Бог учил человека разуму; потом, по падении и изгнании из рая, неоднократно являлся Сам и Ангелов посылал для возвещения ему истинного ведения. Так было до потопа и после потопа, до столпотворения и смешения языков. Когда вследствие сего смешения люди расселились по разным местам – всякий «язык» особо, тогда они понесли с собою все, что было открыто дотоле роду человеческому Богом и Ангелами Его. Таким образом, «языки» знали о Боге и вещах божественных не только из того, что в душе напечатлено, но и из того, что Бог потом особо открыл им и что, по преданию, переходило из рода в род. Со временем источник предания забыт, и познания сии слились с естественными. Все сие в совокупности Апостол указывает в словах: Бог явил им».
Труд учителя русского сходен с работой иконописца. Всякий человек по Воле Божией является иконой. Образ и подобие Божие формирует обыкновенный педагог. А педагогика переводится с греческого языка как «детоводительство». От того, куда поведет учитель ученика, зависит многое, даже и существование самого народа. Святитель Иоанн Златоуст вразумляет нас, грешных: «Так что же, скажешь, станем мы все любомудрствовать, а житейское все погибнет? Нет, почтеннейшие, не любомудрие, а уклонение от него погубило и расстроило все. Ибо кто, скажи мне, расстраивает настоящее положение дел – те ли, которые живут воздержанно и скромно, или те, которые изобретают новые и беззаконные способы наслаждения? Те ли, которые стараются захватить себе все чужое, или те, которые довольствуются своим? Человеколюбивые ли и кроткие и не ищущие чести у народа или те, которые от собратьев своих требуют ее более всякого долга и делают тысячу неприятностей тому, кто не встанет пред ними, не скажет первый приветствия, не поклонится, не выскажет подобострастия? Те ли, которые любят повиноваться, или те, которые ищут власти и начальства и для этого готовы сделать и перенести все? Те ли, которые почитают себя лучше всех и поэтому думают, что им можно говорить и делать все, или те, которые считают себя последними и этим укрощают в себе безумное своеволие страстей? Те ли, которые сознают немощь человеческой породы, или те, которые не хотят и узнать этого, но от чрезмерной гордости перестали считать себя и людьми? Те ли, которые содержат блудниц и оскверняют чужие ложа, или те, которые воздерживаются и от своей жены? Первые не то же ли в обществе человеческом, что опухоли на теле и бурные ветры в море, и своей невоздержанностью не потопляют ли тех, кои сами по себе могли бы спастись? А последние не так ли, как яркие светила среди глубокого мрака, призывают бедствующих среди моря к своей безопасности и, возжегши вдали на высоте светильник любомудрия, не руководят ли таким образом всех, кто желает, в спокойную пристань? Не из-за тех ли возмущения и войны, и брани, и разрушение городов, и плен, и рабство, и лишение свободы, и убийства, и бесчисленные бедствия в жизни – бедствия, не только наносимые людям от людей, но и все насылаемые с неба, как-то: засухи и наводнения, и землетрясения, и потопление городов, и голод, и язвы, и все прочее, что оттуда насылается на нас? Так, они-то низвращают порядок общественный и губят общее благо; они-то причиняют бесчисленные бедствия и другим, они, которые возмущают людей, ищущих спокойствия, влекут их и разрывают со всех сторон».

Судьбы государств зависят от Бога, учителя и семьи

А ведь о каждом народе имеется замысел Пресвятой Троицы. Наш великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Всякая школа, позабывшая слова Спасителя: Не хлебом единым жив будеши (Мф. 4,4) и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончена эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего значения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги».
А еще Константин Дмитриевич справедливо подмечал: «В последнее время мы довольно часто обвиняли иностранцев в том, что они плохо знают Россию, и действительно, они знают ее очень плохо; но хорошо ли мы сами ее знаем? Нам кажется, что произошло бы прелюбопытное зрелище, если б произвести экзамен из знаний, касающихся России, многим нашим администраторам, профессорам, литераторам, всем окончившим курс в наших университетах, лицеях, гимназиях, и если б ставить отметки с той же строгостью, с какой ставятся за границей ученикам первоначальной школы по сведениям, касающимся их родины; наверно, можно полагать, что полных баллов было бы очень немного…
Мы положительно убеждены, что плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер…, наши лопающиеся акции, пребывание громадных дел в руках безграмотных невежд и пребывание ученых техников без всякого дела, нелепые фантазии нашей молодежи и не менее нелепые страхи, которыми так ловко пользуются люди, ловящие рыбу в мутной воде, – все эти болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашего отечества… Мы убеждены, что все эти болезни и многие другие сильно поуменьшились бы, если б в России вообще поднялся уровень знаний о России…»
Одним словом, от Бога, учителя и семьи зависит все: и судьбы детей, и судьбы государств. Осталось лишь сие осознать, понять крест учительства и вернуть нашу школу самой себе (в русло истинного ОБРАЗования и воспитания человека, которое невероятно без Православия и Церкви).
Кресты священника, воина и педагога стоят на пути наступающего глобального расчеловечивания. Они ограждают наши тела и души от растления, а землю нашу от разлада и распада. Они зовут нас к Вечности и Любви.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: