Лев апостола Марка

Древние языческие религиозные системы были хорошо разработаны, отличались логикой и суровым прагматизмом. Там обязательно присутствовали старшие боги и младшие. Причем божества кормились за счет жертвенного дыма, а еще вкушали продукты, которые давали бессмертие и вечную молодость, амброзию там или амриту.

Однако, чтобы имелся жертвенный дым, нужны жертвы, хоть растительного, хоть животного происхождения. А их надо вырастить. И потому младшие боги «пахали» на старших богов как холопы. Им это надоело, вот и устроили мятеж, да такой, что старшим пришлось несладко. Тогда последние и предложили создать людей, чтобы те трудились ради пропитания и старших, и младших божков. На том и порешили.

Прометея не предлагать!

Конечно, в разных религиях версии сотворения человека существенно отличаются, но везде господствует исключительно потребительский подход к нему со стороны высших существ.

Современные почитатели Древней Эллады, правда, могут вспомнить о Прометее, но в старейших вариантах мифов отнюдь не говорится о его бескорыстной любви к людям. Да и храмов, воздвигнутых в благодарность этому титану, почему-то археологи не находят.

В древневосточных религиозных легендах и сказаниях божки, демоны, полубоги и четверть-боги шатались среди людей, вступали в любовные связи и даже помогали своим избранникам. Но никому из них не приходило в голову пострадать ради человеческого рода и даровать всему ему бессмертие.

Древние боги Осирис, Таммуз, Адонис и т. д. могли погибнуть и воскреснуть, только это оказывались скорее несчастные случаи на «производстве» или факты личной «биографии», чем осмысленные деяния в пользу человечества.

Поэтому христианская проповедь была часто непонятной, а Господь наш Иисус Христос и богом-то не признавался. Философ Цельс (II век от Р. Х.) передал вполне общепринятую языческую точку зрения своей эпохи: «Род христиан и иудеев подобен стае летучих мышей, или муравьев, вылезших из дыры, или лягушкам, усевшимся вокруг лужи, или дождевым червям в углу болот и устроившим спорное собрание между собою… Христиане подобны червям, которые стали бы говорить, что есть бог, а затем следуем мы, рожденные богом, подобные во всем богу, нам все подчинено − земля, вода, воздух и звезды, все существует ради нас, все поставлено на службу нам. Ныне, говорят черви, ввиду того что некоторые среди нас согрешили, придет бог или он пришлет своего сына, чтобы поразить нечестивых и чтобы мы прочно обрели вечную жизнь с ним. Все это более приемлемо, когда об этом спорят между собою черви и лягушки, чем иудеи и христиане».

Евангелие для язычников

Апостола и евангелиста Марка и философа Цельса разделяет промежуток времени примерно в сто лет. Но и в эпоху апостольской проповеди точка зрения язычников являлась такой же. Весть о Христе Распятом и Воскресшем они воспринимали тяжело. А потому для христиан, пришедших к Богу из язычников, необходимо все было разъяснять просто, понятно и кратко. Для них и написал свое Евангелие апостол от 70 Марк.

Кроме того, древние церковные писатели полагали, что святой Марк во многом передал слова апостола Петра, фактически зафиксировал и отредактировал речи, произнесенные им.

Святой Папий, епископ фригийского города Иераполя и ученик апостола Иоанна Богослова писал: «Он (апостол Марк. – Прим. А. Г.) точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слушал Господа и не ходил за Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Так что Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».

Историки неоднократно отмечали, что евангелист Марк уже был знаком с Евангелием от Матфея и во многом его повторяет. Но у Марка появляется целый ряд красочных деталей и подробностей (например:

Мк. 4:35, Мк. 9:3 или Мк. 5:21), которые были бы излишними в повествовании для иудеев, но явно играли положительную роль при чтении текста выходцами из паганистов. Но надо сразу сказать, что хотя апостол Марк и не входил в ближайшее окружение Господа, он все-таки был свидетелем земной жизни Христа Спасителя.

Об этом красноречиво свидетельствует эпизод из его Евангелия: «И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали.

Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14:43–52).

Известно, что ухо рабу отрубил апостол Петр. А вот бежавшим юношей был сам Марк.

От Гефсиманского сада и до Александрии

Из Священного Предания и Писания известно, что Марк принадлежал к колену Левиину, а бывший левит и апостол Варнава приходился ему дядей. Да и звали Марка Иоанном. Имя Марк (из латинского языка) он принял вряд ли ранее путешествия в Рим.

Семья Марка принадлежала к состоятельным. У его матери Марии дом как раз и находился у Гефсиманского сада. Известны, по крайней мере, имена двух служанок, которые трудились при доме.

Ясно, что молодой Марк не присутствовал при молении Господа в Гефсимании, но шум, поднятый стражей, идущей арестовывать Христа, поднял апостола с постели, а что произошло далее, он и описал в Евангелии.

Кстати, именно в доме Марка останавливался апостол Петр (Деян. 12:1–12) после освобождения ангелом Божиим из узилища.

Апостол Марк променял сытую и спокойную жизнь на несение благой вести всему миру. Он был сподвижником апостолов Павла и Варнавы и, конечно, апостола Петра. Апостол Марк побывал вместе с другими апостолами на Кипре и в Малой Азии, проповедовал в Риме и Аквилее. Но главным местом его деятельности являлась прекрасная Александрия – второй по величине и значению город Римской империи.

В Египте апостол Марк приложил массу сил для организации здесь христианской общины. Из Египта он уходил с проповедью в другие части империи, но обязательно сюда возвращался. Здесь он составил чин Божественной литургии, который не забыт и до сих пор.

Мученическую смерть за Христову веру апостол Марк принял в Александрии. Его убила толпа язычников, а тело бросили в костер, дабы уничтожить. Но случилось чудо: раздался мощный удар грома, засверкали молнии и пошел дождь, быстро погасивший пламя…

У каждого апостола и евангелиста имеется свой символ, который нередко отображается и на иконах. Эта традиция символизма восходит к христианским богословам и святым Иринею Лионскому (II век от Р. Х.) и блаженному Иерониму Стридонскому (III век), которые и связали ее с текстами Священного Писания − видениями пророка Иезекииля (Иез. 1:4–11) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4:6–8). Символы приписываются так: Матфею – человек, Марку – лев, Луке – телец, Иоанну – орел.

Лев – это символ царской власти, а апостол Марк и показывает Господа Иисуса Христа Царем и Спасителем мира. Потому и не случайно звучат в кондаке апостолу и евангелисту слова: «С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси, апостоле, и, языки вся уловив, Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие».

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: