Лев апостола Марка
Древние языческие религиозные системы были хорошо разработаны, отличались логикой и суровым прагматизмом. Там обязательно присутствовали старшие боги и младшие. Причем божества кормились за счет жертвенного дыма, а еще вкушали продукты, которые давали бессмертие и вечную молодость, амброзию там или амриту.
Однако, чтобы имелся жертвенный дым, нужны жертвы, хоть растительного, хоть животного происхождения. А их надо вырастить. И потому младшие боги «пахали» на старших богов как холопы. Им это надоело, вот и устроили мятеж, да такой, что старшим пришлось несладко. Тогда последние и предложили создать людей, чтобы те трудились ради пропитания и старших, и младших божков. На том и порешили.
Прометея не предлагать!
Конечно, в разных религиях версии сотворения человека существенно отличаются, но везде господствует исключительно потребительский подход к нему со стороны высших существ.
Современные почитатели Древней Эллады, правда, могут вспомнить о Прометее, но в старейших вариантах мифов отнюдь не говорится о его бескорыстной любви к людям. Да и храмов, воздвигнутых в благодарность этому титану, почему-то археологи не находят.
В древневосточных религиозных легендах и сказаниях божки, демоны, полубоги и четверть-боги шатались среди людей, вступали в любовные связи и даже помогали своим избранникам. Но никому из них не приходило в голову пострадать ради человеческого рода и даровать всему ему бессмертие.
Древние боги Осирис, Таммуз, Адонис и т. д. могли погибнуть и воскреснуть, только это оказывались скорее несчастные случаи на «производстве» или факты личной «биографии», чем осмысленные деяния в пользу человечества.
Поэтому христианская проповедь была часто непонятной, а Господь наш Иисус Христос и богом-то не признавался. Философ Цельс (II век от Р. Х.) передал вполне общепринятую языческую точку зрения своей эпохи: «Род христиан и иудеев подобен стае летучих мышей, или муравьев, вылезших из дыры, или лягушкам, усевшимся вокруг лужи, или дождевым червям в углу болот и устроившим спорное собрание между собою… Христиане подобны червям, которые стали бы говорить, что есть бог, а затем следуем мы, рожденные богом, подобные во всем богу, нам все подчинено − земля, вода, воздух и звезды, все существует ради нас, все поставлено на службу нам. Ныне, говорят черви, ввиду того что некоторые среди нас согрешили, придет бог или он пришлет своего сына, чтобы поразить нечестивых и чтобы мы прочно обрели вечную жизнь с ним. Все это более приемлемо, когда об этом спорят между собою черви и лягушки, чем иудеи и христиане».
Евангелие для язычников
Апостола и евангелиста Марка и философа Цельса разделяет промежуток времени примерно в сто лет. Но и в эпоху апостольской проповеди точка зрения язычников являлась такой же. Весть о Христе Распятом и Воскресшем они воспринимали тяжело. А потому для христиан, пришедших к Богу из язычников, необходимо все было разъяснять просто, понятно и кратко. Для них и написал свое Евангелие апостол от 70 Марк.
Кроме того, древние церковные писатели полагали, что святой Марк во многом передал слова апостола Петра, фактически зафиксировал и отредактировал речи, произнесенные им.
Святой Папий, епископ фригийского города Иераполя и ученик апостола Иоанна Богослова писал: «Он (апостол Марк. – Прим. А. Г.) точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слушал Господа и не ходил за Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Так что Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».
Историки неоднократно отмечали, что евангелист Марк уже был знаком с Евангелием от Матфея и во многом его повторяет. Но у Марка появляется целый ряд красочных деталей и подробностей (например:
Мк. 4:35, Мк. 9:3 или Мк. 5:21), которые были бы излишними в повествовании для иудеев, но явно играли положительную роль при чтении текста выходцами из паганистов. Но надо сразу сказать, что хотя апостол Марк и не входил в ближайшее окружение Господа, он все-таки был свидетелем земной жизни Христа Спасителя.
Об этом красноречиво свидетельствует эпизод из его Евангелия: «И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали.
Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14:43–52).
Известно, что ухо рабу отрубил апостол Петр. А вот бежавшим юношей был сам Марк.
От Гефсиманского сада и до Александрии
Из Священного Предания и Писания известно, что Марк принадлежал к колену Левиину, а бывший левит и апостол Варнава приходился ему дядей. Да и звали Марка Иоанном. Имя Марк (из латинского языка) он принял вряд ли ранее путешествия в Рим.
Семья Марка принадлежала к состоятельным. У его матери Марии дом как раз и находился у Гефсиманского сада. Известны, по крайней мере, имена двух служанок, которые трудились при доме.
Ясно, что молодой Марк не присутствовал при молении Господа в Гефсимании, но шум, поднятый стражей, идущей арестовывать Христа, поднял апостола с постели, а что произошло далее, он и описал в Евангелии.
Кстати, именно в доме Марка останавливался апостол Петр (Деян. 12:1–12) после освобождения ангелом Божиим из узилища.
Апостол Марк променял сытую и спокойную жизнь на несение благой вести всему миру. Он был сподвижником апостолов Павла и Варнавы и, конечно, апостола Петра. Апостол Марк побывал вместе с другими апостолами на Кипре и в Малой Азии, проповедовал в Риме и Аквилее. Но главным местом его деятельности являлась прекрасная Александрия – второй по величине и значению город Римской империи.
В Египте апостол Марк приложил массу сил для организации здесь христианской общины. Из Египта он уходил с проповедью в другие части империи, но обязательно сюда возвращался. Здесь он составил чин Божественной литургии, который не забыт и до сих пор.
Мученическую смерть за Христову веру апостол Марк принял в Александрии. Его убила толпа язычников, а тело бросили в костер, дабы уничтожить. Но случилось чудо: раздался мощный удар грома, засверкали молнии и пошел дождь, быстро погасивший пламя…
У каждого апостола и евангелиста имеется свой символ, который нередко отображается и на иконах. Эта традиция символизма восходит к христианским богословам и святым Иринею Лионскому (II век от Р. Х.) и блаженному Иерониму Стридонскому (III век), которые и связали ее с текстами Священного Писания − видениями пророка Иезекииля (Иез. 1:4–11) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4:6–8). Символы приписываются так: Матфею – человек, Марку – лев, Луке – телец, Иоанну – орел.
Лев – это символ царской власти, а апостол Марк и показывает Господа Иисуса Христа Царем и Спасителем мира. Потому и не случайно звучат в кондаке апостолу и евангелисту слова: «С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси, апостоле, и, языки вся уловив, Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие».