Неродившаяся империя, невозникшая цивилизация (Мексиканский урок для России)
В Латинской Америке, раскинувшейся на просторах Северной и Южной Америк, самостоятельный культурно–исторический тип (или цивилизация) не сформировался. Это видно по тому, что страны, входящие в данный регион, живут заемной у Европы и США культурой, разве что чуть подправленной местными условиями развития, заемными же извне идеологиями, чужими формами организации власти, абсолютно несамостоятельными традициями и нормами поведения. Впрочем, ныне очень сложно обрести свое цивилизационное лицо из–за влияния массовой культуры и глобализационных процессов. А между тем, еще в XIX веке в этом месте могла возникнуть вполне оригинальная цивилизация на стыке сразу же трех миров: европейского, индейского и африканского. Но этого не произошло. И понять причины здесь важно и не столько ради Латинской Америки, сколько для России, ибо наблюдаются тенденции схожие почти и до деталей. Только за Атлантическим океаном цивилизация не смогла подняться, а у нас «Русский Мiр» может кануть в реке времени, как мифическая Атлантида в бурных морских водах…
Итак, результатом вторжения войск Наполеона I в Испанию стал крах Великой Испанской империи в Америке. Превращение испанских владений в якобы независимые государства длилось совсем не долго, судя по основным событиям: 1810 г. – революционная хунта в Каракасе, 1811 г. – независимость Парагвая, 1812–1814 гг. – война США с Англией (после нее развернулась экспансия Штатов в испанские колониальные земли), 1816 г. – независимость Аргентины; освобождение Симоном Боливаром города Ангостура, 1818 г. – занятие войсками США Восточной Флориды; независимость Чили, 1819 г. – образование Великой Колумбии, 1821 г. – независимость Перу и Мексики, 1822 г. – независимость Бразильской империи, 1823 г. – доктрина Монро в США. Надо добавить, что в борьбе за «освобождение» европейских колоний в Америке принимали участие такие личности, как Симон Боливар. Франсиско де Миранда. М. Морено, Хосе Сан-Мартин, Б. О’ Хиггинс, Мигель Идальго-и-Костилья, Висенте Герреро, Хосе Мария Морелос, Агустин де Итурбиде-и-Арамбуру и другие. Далеко не все они обладали исконным происхождением, но их действия могли быть совершены только при поддержке людей из числа родившихся в Новом Свете.
На территории Америки к 20-м гг. XIX в. сформировались четыре условных протоимперских очага: в США, Мексике, Великой Колумбии и Бразилии. Но уже изначально два из них – североамериканский и бразильский никак не могли стать центрами объединения для всех латиноамериканцев. Соединенные Штаты с момента создания тяготели ко всеполисному началу и в менталитете, и в государственной психологии (возникло нечто наподобие древнегреческих Афин или финикийского Карфагена, только в гораздо большем территориальном масштабе). Бразильская империя по-настоящему оставалась Португальской империей «в изгнании» и подстегнуть объединительные процессы вокруг себя в силу этого не могла. Не забываем, что основу Латиноамериканской цивилизации явно составляли бывшие испанские колонии.
Так что в действительности имелось только два цивилизационных ядра: Мексика – в Северной Америке и Великая Колумбия – в Южной. И два лидера, которые должны были стать отцами-основателями новой цивилизации: Симон Боливар (южный лидер) и Агустин Итурбиде (северный лидер).
Быть или не быть новой цивилизации или культурно-историческому типу решалось на протяжении примерно ста лет. Условия для нового цивилизационного строительства были: людские ресурсы, массовая тяга к независимости, разнообразный географический ландшафт и достаточно хорошие экономические перспективы.
Но все это, если угодно, внутреннее содержание, которое должно обрести защитные формы. Цивилизации нужна империя, как государственная форма ее ограничивающая и оберегающая. Цивилизации необходима общая религиозная система, оберегающая общую духовную сферу.
На разных этапах человеческой истории локальные цивилизации пытались выработать свои империи, так было в античные времена (империя Александра Македонского просуществовала малый срок, но это и послужило подчинению греческих полисов и союзов полисов Римской империи), так было и позже – византийская цивилизация жила за счет Ромейской империи, даже более поздняя западноевропейская цивилизация все время пыталась создать единую империю (последняя попытка – это современный Евросоюз). Исламский мир создал халифат. «Русский Мiр» же сотворил Российскую империю. По тому же сценарию все шло и на полуострове Индостан и в Юго-Восточной Азии.
И нельзя не признать, что античная цивилизация хоть как-то старалась кодифицировать язычество, не даром в Древний Рим свозились статуи богов и демонов со всех покоренных территорий, а потом после провала митраизма восторжествовала истинная вера – христианство. Византийская цивилизация совсем не мыслима без Православия. А Западная Европа в нынешнем виде – результат огромнейшего воздействия на все участки человеческой деятельности католицизма. Исламский мир – это итог проповеди Мухаммеда и мусульманских завоеваний от Северной Африки и до Средней Азии и части Индии. Русского Мiра же без Православия совсем не было бы…
Латиноамериканская цивилизация не возникла из-за невозможности рождения империи. А ее окончательные перспективы похоронила «война кристерос» (1926–1929) в Мексике.
Сейчас в странах Латинской Америки буквально молятся на Симона Боливара. А ведь он, именно он, похоронил цивилизацию, уже готовую выйти на свет Божий. Боливар годился лишь на роль разрушителя, но не созидателя. Как дурачок с писаной торбой он носился с идеей Южных Соединенных Штатов. Он, видимо, подхватил ее во время пребывания в США. Масонско-республиканский взгляд совершенно зашорил глаза Боливару. Он пытался насадить полисное начало. И избирался то руководителем Великой Колумбии, то становился диктатором (сиречь республиканским вожаком) Перу, то главой Верхнего Перу, переименованного в Боливию.
Симон Боливар провел учредительный конгресс в Панаме в 1826 году. И полностью провалился, ибо подлинного объединения и предложить то не смог.
Известно, что Боливар очень негативно относился к первому главе независимой Мексики – императору Агустину I Итурбиде. И это понятно. Итурбиде – это антипод Боливара. Он не хотел распада Испанской империи и решился создавать Мексиканскую империю только когда понял, что со старыми порядками окончательно покончено. Причем эта империя образовалась на территории от северных границ нынешней американской Калифорнии и до той же Панамы.
Агустин Итурбиде правил стал императором по воле народа и гарнизона города Мехико. А с республиканцами имперцы воевали успешно. Все решило предательство. Мятежи генералов расшатали ситуацию. А генерала Санта-Анну, ставшего застрельщиком бунтов, по справедливости надо признать могильщиком мексиканской (шире – латиноамериканской!) цивилизации. Он уничтожил империю, а потом, правя Мексикой, как президент-диктатор слил государство. При нем Мексика потеряла большую часть своей территории. Причем выгодополучателем оказался северный сосед – дядюшка Сэм.
Судьба самого Агустина Первого была печальной. Он сложил с себя императорскую корону в 1823 году, объяснив народу, что не желает вести гражданскую войну и проливать кровь соотечественников. Императора с семьей заставили уехать в Европу.
Но уже на чужбине Итурбиде осознал, что его жертва была напрасной. Записные республиканцы явно привели Мексику к катастрофе.
В 1824 г. Агустин Итурбиде возвращается в Мексику. И получает поддержку сразу же от нескольких провинций. Но республиканцы сумели его арестовать, приговорить к казни и быстро расстрелять. Тем самым положив конец и возможному великому имперскому будущему Мексики.
Все же шанс на возрождение империи имелся. Его заглушили напрочь религиозными «реформами» те же республиканцы в первой половине XX века. Рубежом стало подавление «восстания кристерос».
В 1917 году (!) в Мексике была принята Конституция, лишавшая влияния Католическую церковь. Во исполнение этого «документа» верующие, монахи и священники подвергались преследованиям, Церкви не дозволялось владеть недвижимостью, религиозные организации запрещались, религиозные школы тоже, совершать службы разрешалось лишь в специально отведенных помещениях, на проповеди вводилась цензура (о политике даже и слова не смей сказать), монастыри упразднялись, а служителям Христа запрещалось на улице появляться в облачении.
Но как-то до 1926 года «реформа» велась вяло. Резко ее двинул президент (с генеральским чином) Плутарко Элиас Кальес. Он развернул репрессии против церкви и верующих. В ответ вспыхнуло восстание. Жестокостей хватало с обеих сторон.
В 1929 году при посредничестве США и Ватикана было достигнуто перемирие. Но восставших обманули. Лидеров схватили и расстреляли, а преследования католиков продолжались еще не менее десятка лет.
«Кристерос» потерпели поражение, но не военным путем. Римская Католическая церковь сдала «новых крестоносцев», прекратив поддерживать их борьбу с атеистическими властями. Доверие к католицизму упало. В духовном плане мексиканцы атомизировались. И, если ранее тот же Юкатан считался оплотом христианства, то в XXI столетии там торжествует ядерная смесь христианского сектантства с неоязычеством.
Латиноамериканская цивилизация умерла не родившись.
И теперь о главном. Для непредубежденного взгляда параллели между Мексикой и Россией очевидны. Разница лишь в том, что там цивилизация не образовалась, а наша покуда бытийствуют. Но мы уже сделали шаги к пропасти. В 1917 году Империя была отвергнута, а в 1918 году был убит последний русский император. Преследование Православия продолжалось в разных видах на протяжении 70 лет. Территориальные потери значительны, но морально-нравственные более существенны.
Однако, восстановление Империи еще возможно через воссоздание монархии и усиление религиозной составляющей духовной жизни. Противники «Русского Мiра» отлично разумеют это. Отсюда проистекают и разнузданная антиправославная пропаганда в социальных сетях и откровенное глумление над царственными страстотерпцами. Нам предлагают мексиканский путь движения. Но пойдя им ничего хорошего найти нельзя, но потерять можно все.