Неродившаяся империя, невозникшая цивилизация (Мексиканский урок для России)

В Латинской Америке, раскинувшейся на просторах Северной и Южной Америк, самостоятельный культурно–исторический тип (или цивилизация) не сформировался. Это видно по тому, что страны, входящие в данный регион, живут заемной у Европы и США культурой, разве что чуть подправленной местными условиями развития, заемными же извне идеологиями, чужими формами организации власти, абсолютно несамостоятельными традициями и нормами поведения. Впрочем, ныне очень сложно обрести свое цивилизационное лицо из–за влияния массовой культуры и глобализационных процессов. А между тем, еще в XIX веке в этом месте могла возникнуть вполне оригинальная цивилизация на стыке сразу же трех миров: европейского, индейского и африканского. Но этого не произошло. И понять причины здесь важно и не столько ради Латинской Америки, сколько для России, ибо наблюдаются тенденции схожие почти и до деталей. Только за Атлантическим океаном цивилизация не смогла подняться, а у нас «Русский Мiр» может кануть в реке времени, как мифическая Атлантида в бурных морских водах…

Итак, результатом вторжения войск Наполеона I в Испанию стал крах Великой Испанской империи в Америке. Превращение испанских владений в якобы независимые государства длилось совсем не долго, судя по основным событиям: 1810 г. – революционная хунта в Каракасе, 1811 г. – независимость Парагвая, 1812–1814 гг. – война США с Англией (после нее развернулась экспансия Штатов в испанские колониальные земли), 1816 г. – независимость Аргентины; освобождение Симоном Боливаром города Ангостура, 1818 г. – занятие войсками США Восточной Флориды; независимость Чили, 1819 г. – образование Великой Колумбии, 1821 г. – независимость Перу и Мексики, 1822 г. – независимость Бразильской империи, 1823 г. – доктрина Монро в США. Надо добавить, что в борьбе за «освобождение» европейских колоний в Америке принимали участие такие личности, как Симон Боливар. Франсиско де Миранда. М. Морено, Хосе Сан-Мартин, Б. О’ Хиггинс, Мигель Идальго-и-Костилья, Висенте Герреро, Хосе Мария Морелос, Агустин де Итурбиде-и-Арамбуру и другие. Далеко не все они обладали исконным происхождением, но их действия могли быть совершены только при поддержке людей из числа родившихся в Новом Свете.

На территории Америки к 20-м гг. XIX в.  сформировались четыре условных протоимперских очага: в США, Мексике, Великой Колумбии и Бразилии. Но уже изначально два из них – североамериканский и бразильский никак не могли стать центрами объединения для всех латиноамериканцев. Соединенные Штаты с момента создания тяготели ко всеполисному началу и в менталитете, и в государственной психологии (возникло нечто наподобие древнегреческих Афин или финикийского Карфагена, только в гораздо большем территориальном масштабе). Бразильская империя по-настоящему оставалась Португальской империей «в изгнании» и подстегнуть объединительные процессы вокруг себя в силу этого не могла. Не забываем, что основу Латиноамериканской цивилизации явно составляли бывшие испанские колонии.

Так что в действительности имелось только два цивилизационных ядра: Мексика – в Северной Америке и Великая Колумбия – в Южной. И два лидера, которые должны были стать отцами-основателями новой цивилизации: Симон Боливар (южный лидер) и Агустин Итурбиде (северный лидер).

Быть или не быть новой цивилизации или культурно-историческому типу решалось на протяжении примерно ста лет. Условия для нового цивилизационного строительства были: людские ресурсы, массовая тяга к независимости, разнообразный географический ландшафт и достаточно хорошие экономические перспективы.

Но все это, если угодно, внутреннее содержание, которое должно обрести защитные формы. Цивилизации нужна империя, как государственная форма ее ограничивающая и оберегающая. Цивилизации необходима общая религиозная система, оберегающая общую духовную сферу.

На разных этапах человеческой истории локальные цивилизации пытались выработать свои империи, так было в античные времена (империя Александра Македонского просуществовала малый срок, но это и послужило подчинению греческих полисов и союзов полисов Римской империи), так было и позже – византийская цивилизация жила за счет Ромейской империи, даже более поздняя западноевропейская цивилизация все время пыталась создать единую империю (последняя попытка – это современный Евросоюз). Исламский мир создал халифат. «Русский Мiр» же сотворил Российскую империю. По тому же сценарию все шло и на полуострове Индостан и в Юго-Восточной Азии.

И нельзя не признать, что античная цивилизация хоть как-то старалась кодифицировать язычество, не даром в Древний Рим свозились статуи богов и демонов со всех покоренных территорий, а потом после провала митраизма восторжествовала истинная вера – христианство. Византийская цивилизация совсем не мыслима без Православия. А Западная Европа в нынешнем виде – результат огромнейшего воздействия на все участки человеческой деятельности католицизма. Исламский мир – это итог проповеди Мухаммеда и мусульманских завоеваний от Северной Африки и до Средней Азии и части Индии. Русского Мiра же без Православия совсем не было бы…

Латиноамериканская цивилизация не возникла из-за невозможности рождения империи. А ее окончательные перспективы похоронила «война кристерос» (1926–1929) в Мексике.

Сейчас в странах Латинской Америки буквально молятся на Симона Боливара. А ведь он, именно он, похоронил цивилизацию, уже готовую выйти на свет Божий. Боливар годился лишь на роль разрушителя, но не созидателя. Как дурачок с писаной торбой он носился с идеей Южных Соединенных Штатов. Он, видимо, подхватил ее во время пребывания в США. Масонско-республиканский взгляд совершенно зашорил глаза Боливару. Он пытался насадить полисное начало. И избирался то руководителем Великой Колумбии, то становился диктатором (сиречь республиканским вожаком) Перу, то главой Верхнего Перу, переименованного в Боливию.

Симон Боливар провел учредительный конгресс в Панаме в 1826 году. И полностью провалился, ибо подлинного объединения и предложить то не смог.

Известно, что Боливар очень негативно относился к первому главе независимой Мексики – императору Агустину I Итурбиде. И это понятно. Итурбиде – это антипод Боливара. Он не хотел распада Испанской империи и решился создавать Мексиканскую империю только когда понял, что со старыми порядками окончательно покончено. Причем эта империя образовалась на территории от северных границ нынешней американской Калифорнии и до той же Панамы.

Агустин Итурбиде правил стал императором по воле народа и гарнизона города Мехико. А с республиканцами имперцы воевали успешно. Все решило предательство. Мятежи генералов расшатали ситуацию. А генерала Санта-Анну, ставшего застрельщиком бунтов, по справедливости надо признать могильщиком мексиканской (шире – латиноамериканской!) цивилизации. Он уничтожил империю, а потом, правя Мексикой, как президент-диктатор слил государство. При нем Мексика потеряла большую часть своей территории. Причем выгодополучателем оказался северный сосед – дядюшка Сэм.

Судьба самого Агустина Первого была печальной. Он сложил с себя императорскую корону в 1823 году, объяснив народу, что не желает вести гражданскую войну и проливать кровь соотечественников. Императора с семьей заставили уехать в Европу.

Но уже на чужбине Итурбиде осознал, что его жертва была напрасной. Записные республиканцы явно привели Мексику к катастрофе.

В 1824 г. Агустин Итурбиде возвращается в Мексику. И получает поддержку сразу же от нескольких провинций. Но республиканцы сумели его арестовать, приговорить к казни и быстро расстрелять. Тем самым положив конец и возможному великому имперскому будущему Мексики.

Все же шанс на возрождение империи имелся. Его заглушили напрочь религиозными «реформами» те же республиканцы в первой половине XX века. Рубежом стало подавление «восстания кристерос».

В 1917 году (!) в Мексике была принята Конституция, лишавшая влияния Католическую церковь. Во исполнение этого «документа» верующие, монахи и священники подвергались преследованиям, Церкви не дозволялось владеть недвижимостью, религиозные организации запрещались, религиозные школы тоже, совершать службы разрешалось лишь в специально отведенных помещениях, на проповеди вводилась цензура (о политике даже и слова не смей сказать), монастыри упразднялись, а служителям Христа запрещалось на улице появляться в облачении.

Но как-то до 1926 года «реформа» велась вяло. Резко ее двинул президент (с генеральским чином) Плутарко Элиас Кальес. Он развернул репрессии против церкви и верующих. В ответ вспыхнуло восстание. Жестокостей хватало с обеих сторон.

В 1929 году при посредничестве США и Ватикана было достигнуто перемирие. Но восставших обманули. Лидеров схватили и расстреляли, а преследования католиков продолжались еще не менее десятка лет.

«Кристерос» потерпели поражение, но не военным путем. Римская Католическая церковь сдала «новых крестоносцев», прекратив поддерживать их борьбу с атеистическими властями. Доверие к католицизму упало. В духовном плане мексиканцы атомизировались. И, если ранее тот же Юкатан считался оплотом христианства, то в XXI столетии там торжествует ядерная смесь христианского сектантства с неоязычеством.

Латиноамериканская цивилизация умерла не родившись.

И теперь о главном. Для непредубежденного взгляда параллели между Мексикой и Россией очевидны. Разница лишь в том, что там цивилизация не образовалась, а наша покуда бытийствуют. Но мы уже сделали шаги к пропасти. В 1917 году Империя была отвергнута, а в 1918 году был убит последний русский император. Преследование Православия продолжалось в разных видах на протяжении 70 лет. Территориальные потери значительны, но морально-нравственные более существенны.

Однако, восстановление Империи еще возможно через воссоздание монархии и усиление религиозной составляющей духовной жизни. Противники «Русского Мiра» отлично разумеют это. Отсюда проистекают и разнузданная антиправославная пропаганда в социальных сетях и откровенное глумление над царственными страстотерпцами. Нам предлагают мексиканский путь движения. Но пойдя им ничего хорошего найти нельзя, но потерять можно все.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: