«Подсадная утка» по имени Томас Мюнцер
По школьным учебникам с давних пор кочуют однообразные рассказы о Крестьянской войне в Германии (1524-1526), которую столь высоко оценивали классики «научного коммунизма» Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Само название этого исторического действа отличается изрядной долей лукавства. Если вы обратитесь к документам той эпохи, то поразитесь тому, сколь мало вожаков восстания вышло из крестьянской среды. Во главе отрядов и органов управления, созданных инсургентами, как правило, стояли выходцы из рыцарства, духовенства, зажиточного бюргерства и городского плебса. Крестьяне являлись обычным «пушечным мясом» и «разменной монетой» при всех перипетиях войны. И этому удивляться не надо.
Соха, меч и пушка
Крестьянский труд тяжел и монотонен. Дабы разрабатывать поля, необходимы умения, приобретаемые с ранних детских лет. Военное дело также важно начать изучать как можно раньше. В противном случае успеха в сражении не сыскать. Рыцарь садился на коня в 5-7 лет, а настоящим (не игрушечным!) мечом фехтовать его заставляли не позднее чем на 8-м году жизни.
К тому же в XVI веке особое значение получили в бою пушки. А это уже сложный продукт городского производства, а никак не крестьянского кузнечного ремесла. И применение орудий требует достаточной подготовки. Пушкари на протяжении столетий являлись людьми уважаемыми. Артиллерийское дело не терпит суеты и поверхностного обучения. Крестьянину добротно управляться с мечом или пушкой явно не под силу. Какие стрельбы? Пахать и сеять надо. Природа ждать не будет.
Любопытно, что на стороне восставших историки находят отряды из наемников и конных рыцарей. А это свидетельствует о наличии приличных средств у бунтовщиков, причем еще до разграбления монастырей, замков и усадеб.
Исходя из этого, можно смело утверждать, что с Крестьянской войной в Германии начала XVI века все далеко не так просто, как пытаются доказать нам учебники.
Факторы войны
На положение Германии в составе Священной Римской империи значительно повлияли следующие факторы: открытие Христофором Колумбом Америки в 1492 году (откуда в Испанию хлынул поток золота), Реформация (затеянная Мартином Лютером), Столетняя война между Англией и Францией (1337-1453) и распространение тайных манихейских обществ (от ранних альбигойцев во Франции и до позднего «Башмака» в Германии).
Испания стремительно превращалась в империю и активно вмешивалась в дела конкурентов. Полученное золото помогало это делать на всем континенте. Реформация расколола рыхлую Священную Римскую империю по религиозному признаку на Север и Юг. Столетняя война, происходившая рядом с границами Германии, выбрасывала излишние вооруженные группы на прилегающие территории. А общества «Башмак» и «Бедный Конрад», по свидетельству хронистов, открыто провоцировали крестьянские выступления.
Надо сказать, что подобные условия всегда и во все времена способствуют переделу собственности. Феодалы Германии и «римский» император мечтали укрепить свои позиции в Европе. Богатые церковные земли и серебряные рудники Германии — это весьма лакомый кусочек, ради обладания которым аристократия была готова развернуть самую настоящую бойню. Она и свершилась в 1524-1526 гг. Однако передел надо контролировать. Без людей во главе восстания сего сделать нельзя.
Аристократия Европы в XVI столетии была космополитична и обладала связями в самых отдаленных государствах Старого Света. Они возникали естественным путем через браки и совместную учебу в университетах, созданных Католической церковью для подготовки кадров для себя, но не предусмотревшей, что они могут выступить и против нее.
Технологии управления массами в Европе (по отрывочным сведениям из старых документов) разрабатывались элитой и католическим духовенством еще с XI века. Данные о них передавались сугубо по наследству.
Идеальная фигура для манипуляции
Томас Мюнцер, происходивший из состоятельной семьи, получивший хорошее образование и имевший великолепные перспективны карьерного роста, казалось бы, никогда не должен был возглавить крестьянский мятеж. Но харизматичный Мюнцер отличался склочным и неуравновешенным характером, страдал перепадами настроения без видимых причин, обладал гигантским самомнением и не терпел чужих возражений. В тоже время он не считался толковым организатором. Одним словом, Томас Мюнцер — идеальная фигура, чтобы в нужный момент развернуть восстание, а потом и прикончить без особого напряжения.
Мюнцера не сразу пустили в дело. Его возможности испробовали, например, при попытке проповеди в Праге — центре Богемии.
Кстати, богемские серебряные рудники, послужили источником средств для ведения Гуситских войн в XV столетии.
Проповедь Томаса Мюнцера в Богемии завершилась крахом, но одновременно и выяснилось, что жажда личной власти изнутри пожирает проповедника. Данная находка помогла манипуляторам в дальнейшем использовании Мюнцера.
Средняя Германия в период Крестьянской войны имела важнейшее значение. Сюда ненавязчиво и отправили Томаса Мюнцера. Своими проповедями он завоевал популярность. Фундаментом их оказался хилиазм (милленаризм) — учение о Тысячелетнем Царстве Христовом, при котором наступит рай на земле, исчезнет бедность, и все будут счастливы. Но Мюнцер призывает не ждать, а «добиться освобожденья своею собственной рукой». Выдвинувшись на первые позиции в восстании, он формирует некие общества поддержки, общества «избранных», состоящие из горожан. Но вот с крестьянами не все происходило гладко. Кто-то спешил на проповеди Мюнцера, преодолевая сопротивление феодалов, а кто-то и не желал слушать. Тогда в отношении несогласных принимались карательные меры: имущество сжигалось, скот угонялся, слишком ретивых противников убивали.
В одной из хроник тех лет «Истории Томаса Мюнцера» говорилось: «Это было начало нового Христова царства. Сразу же они изгнали всех монахов, забрали монастыри и всю их собственность. Там был монастырь иоаннитов с большими угодьями, его забрал себе Томас.
И чтобы всегда участвовать в делах, пошел он в совет и объявил, что все решения должны приниматься по откровению Бога и на основе Библии. И так, что ему нравилось, считалось справедливым и особым повелением Божиим».
Конец Мюнцера
К 1525 году застрельщики войны задумались над тем, как ее свернуть. Но джинна, выпущенного из бутылки, сложно вернуть обратно. В Тюрингии и Саксонии действовали отлично вооруженные отряды восставших, и самораспускаться они не собирались. Для перелома сложившейся ситуации хорошо подходило генеральное сражение с разгромом наиболее боеспособных сил врага. Вот и потребовался теперь напрямую Томас Мюнцер, уверовавший после успехов в свою непогрешимость.
14-15 мая 1525 года при Франкенхаузене состоялась битва между инсургентами и армией, возглавляемой ландграфом Филиппом Гессенским и курфюрстом Саксонии Иоганном.
Мюнцер прибыл в свой лагерь перед сражением. И там начались казни тех, кто не хотел воевать. Возомнивший себя великим полководцем «с мечом Гедеона», проповедник лично возглавил своих соратников.
Между армиями был паритет в живой силе (примерно по 8 тыс. человек) и пушках. Но неумелое руководство привело восставших к сокрушительному поражению.
Сам Мюнцер бежал и спрятался в городском доме. Однако его нашли и пытали. Не выдержав страданий, Томас Мюнцер выдал всех своих сторонников в разных городах Германии. Когда же ему сказали, что погибшим в битве пришлось хуже, чем самому руководителю, то в ответ услышали: «Они сами иного не хотели».
Мюнцера заставили раскаяться, а потом казнили. С этого момента Крестьянская война в Германии пошла на спад.
Вместо заключения
XXI век чем-то неуловимо похож на век XVI-й. Технологии манипулирования массами достигли совершенства. Конечно, полные исторические аналогии недопустимы, но все же… Не кажется ли вам, что облик Мюнцера нет-нет да и проглянет за спинами нынешних бунтарей по всему земному шару.
Вывод напрашивается сам собой. Мюнцерам не стоит доверять, даже когда они говорят правильные слова. Мюнцеры — не самостоятельные игроки на политическом поле. Ищите кто скрывается за ними, дабы не пропасть ни за понюх табаку.