Русская сказка и Карл Маркс

В том, что этот материал появился на свет, в хорошем смысле, виноват С. Е. Кургинян. Некогда он заявил, что Карл Маркс в России прочитан плохо, ужасающе плохо. Я не являюсь горячим сторонником основателя движения «Суть времени», когда соглашаюсь с его идеями, а когда и нет. Но в данном вопросе Кургинян прав на 200%. Мне неоднократно встречались марксисты, которые не то, что редких произведений Маркса и Энгельса не знают, но и вполне известных и разжеванных чуть ли не с начала XX века. Изумление вызывает непрочитанность строк Маркса, посвященных России. Но мысль работает дальше, остановить не смог и как то пришел к выводу, что и русская сказка тоже до конца не освоена и не освоена. В основном люди удовлетворяются пересказами и перепевами сказок, сделанными писателями, принадлежащими в большей или меньшей степени к лагерю революционных демократов. Естественно и сказки они переписывали под определенную идеологию…
Корни русской сказки (украинской и белорусской) уходят в глубину веков. Сказки начинаются в Руси Языческой, затем продолжаются на Руси Христианской, переходят в Россию Имперскую и проявляют себя и в Советской России. Правда, в последнем случае мы сталкиваемся со сказкой авторской. Однако, начнем все по порядку.
О том, что в русской сказке есть признаки древнего самобытного язычества исследователи великолепно знают. И обращения к Красному Солнышку, и противостояние Белбог — Чернобог, и многочисленное использование оберегов известны достаточно хорошо. Но вот христианизированная сказка и сказка, имеющая непосредственно христианские истоки всегда отбрасываются по разным причинам. Что категорически не верно. Русь очень легко приняла христианство и в отличие от Рима, где христианство длительный промежуток времени преимущественно было «городской религией», на Руси, в сельской местности христианские захоронения появляются не позднее конца X века (рекомендую соотнести с официальной датой Крещения Руси!), а самоназвание целого сословия (главного производящего сословия!) — «крестьяне» возникло из слова «христиане». Крестьянская община — это место развития русской сказки в основном (хотя и города, значительно привязанные к сельскому хозяйству сбрасывать со счета не следует).
Откроем академическое переиздание сказок, собранных Афанасьевым.
В томе первом, не особо напрягаясь находим:
1. «Жадная старуха». Особое внимание обращаем на конец сказки (отсыл к «изгнанию из рая и кожаным одеждам», а также к общемифологическому образу Мирового Древа).
2. «Правда и Кривда».
3. «Сказка об Ерше Ершовиче» и «Василиса Прекрасная» — упование на Бога, христианское понимание молитвы.
4.»Три царства-медное, серебряное и золотое» (отсыл к книге Даниила).
5.»Лиса-исповедница» (отсыл к притче о фарисее и мытаре).
6. «Девушка, встающая из гроба» (сила Честного креста) — возможный источник для «Вия» Н. В. Гоголя.
«Не много пришлось старику со старухой нацарствовать; показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему: «Велико ли дело — царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами». Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей». В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес» (Жадная старуха).
Прямая параллель: «И сказал змей жене: нет, не умрете,  но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.  И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3, 5).
«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт 3, 21).»
Нельзя не упомянуть и сказку «Правда и Кривда»: «Вот этим делом-то, знашь, взял он образ Смоленской Божьей Матери. Взял его и повесил на себя. Повесил на себя и пошел, слышь, к тому царю царевну лечить, у которой бес-от мучитель сидит. Шел-шел и пришел к тому царю. Пришел к царю и говорит: «Я-де вашу царевну излечить, слышь, смогу». Вот этим делом-то впустили его в хоромы царские. Впустили и показали ему ту скорбящую царевну. Показали царевну, вот он спросил, знашь, воды. Подали воды, вот он перекрестился. Перекрестился и три земных поклона положил — знашь, помолился Богу. Помолился, слышь, Богу, вот и снял с себя образ Божьей Матери. Снял его и с молитвою три раза в воду опустил. Опустил, знашь, и надел его на царевну. Надел на царевну и велел ей тою водою умываться. Вот этим делом-то, как она, матушка, надела на себя тот образ и, знашь, умылась тою водою, вдруг из нее недуг-то, вражья-то нечистая сила, клубом вылетел вон. Вылетел вон, и она, слышь, стала здорова по-прежнему».
А как же была исковеркана первоначальная сказка «По щучьему веленью» можно себе представить хотя бы и по этим строчкам: «Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал — все нет ничего! «Эх,— думает сам с собой,— доля моя горькая! Все дни за хозяйством убиваюсь, а того и смотри — придется с голоду помирать; а вот сосед мой всю свою жизнь на боку лежит, и что же? — хозяйство большое, барыши сами в карман плывут. Видно, я Богу не угодил; стану я с утра до вечера молиться, авось Господь и смилуется». Начал он Богу молиться; по целым дням голодает, а все молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене. Бедный думает: «Все люди станут разгавливаться, а у меня ни куска нету! Пойду хоть воды принесу—ужо вместо щей похлебаю». Взял ведерко, пошел к колодцу и только закинул в воду — вдруг попалась ему в ведерко большущая щука. Обрадовался мужик: «Вот и я с праздником! Наварю ухи и всласть пообедаю». Говорит ему щука человечьим голосом: «Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, все у тебя будет! Только скажи: по щучьему веленью, по Божьему благословенью явись то-то и то— сейчас явится!» Убогий бросил щуку в колодец, пришел в избу, сел за стол и говорит: «По щучьему веленью, по Божьему благословенью будь стол накрыт и обед готов!» Вдруг откуда что взялось — появились на столе всякие кушанья и напитки; хоть царя угощай, так не стыдно будет! Убогий перекрестился: «Слава Тебе Господи! Есть чем разговеться».
Пошел в церковь, отстоял заутреню и обедню, воротился и стал разгавливаться; закусил-выпил, вышел за ворота и сел на лавочку».
Щука помогает работящему и бедному человеку во имя Бога. Что-то и не пахнет здесь традиционным лентяем Емельяном без креста и веры…
А вот вариант сказки «Морозко»: «После слов: «По мою душу грешную» следует: «Идет Мороз в одних чулках, в одних сапогах»: «Тепло ль тебе, девица? Тепло ль тебе, красная?» — «Божье тепло, Божье и холодно!» (см. примечания к т. 1.)
И в других томах втречается буквально масса христианских элементов: и юродство, и отголоски притчей Соломона и  др.
Крестьянская община, выпестованная естественным развитием, несшая в себе идеалы христианства, являлась страшнейшей угрозой для капитализма и залогом возникновения действительно нового строя и справедливого общества. Русская сказка говорит нам об этом. В любом случае человек получает блага материального свойства, если он духовно целостен, а лишается тех же благ, если начинает подчинять свое духовное «Я» интересам чисто приземленным и подкармливаемым такими грехами, как гордыня и стяжательство. Русская община подарила детям и взрослым антикапиталистические сказки, она антикапиталистична, точнее акапиталистична по своей природе.
Это то и понял Карл Маркс, мыслитель совсем не любивший и даже презиравший славян. Обратимся к Марксу: «А историческое положение русской «сельской общины» не имеет себе подобных! В Европе она одна сохранилась не в виде рассеянных обломков, наподобие тех редких явлений и мелких курьезов, обломков первобытного типа, которые еще недавно встречались на Западе, но как чуть ли не господствующая форма народной жизни на протяжении огромной империи. Если в общей собственности на землю она имеет основу коллективного присвоения, то ее историческая среда — одновременно с ней существующее капиталистическое производство — предоставляет ей уже готовые материальные условия совместного труда в широком масштабе. Следовательно, она может использовать положительные приобретения капиталистического строя, не проходя сквозь его кавдинские ущелья. Парцеллярное земледелие она может постепенно заменить крупным земледелием с применением машин, для которых так благоприятен физический рельеф русских земель. Она может, следовательно, стать непосредственным отправным пунктом экономической системы, к которой тяготеет современное общество, и зажить новой жизнью, не прибегая к самоубийству. Для начала нужно было бы, напротив, поставить ее в нормальное положение» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. т. 19. — С. 406.)
И еще: «Даже с чисто экономической точки зрения Россия может выйти из тупика, в котором находится ее земледелие только путем развития своей сельской общины; попытки выйти из него при помощи капиталистической аренды на английский лад были бы тщетны: эта система противна всем сельскохозяйственным условиям страны» (Там же — С. 407.)
Продолжим: «Лучшим доказательством того, что такое развитие «сельской общины» соответствует направлению исторического процесса нашего времени, служит роковой кризис, претерпеваемый капиталистическим производством в европейских и американских странах, в которых оно наиболее развилось, — кризис, который кончится уничтожением капитализма и возвращением современного общества к высшей форме наиболее архаического типа к коллективному производству и коллективному присвоению… И в то время как обескровливают и терзают общину, обеспложивают и истощают ее землю, литературные лакеи «новых столпов общества» иронически указывают на нанесенные ей раны, как на симптомы ее естественной и неоспоримой дряхлости, и уверяют, что она умирает естественной смертью и что сократить ее агонию было бы добрым делом. Речь идет здесь, таким образом, уже не о проблеме, которую нужно разрешить, а просто-напросто о враге, которого нужно сокрушить. Чтобы спасти русскую общину, нужна русская революция. Впрочем, русское правительство и «новые столпы общества» делают все возможное, чтобы подготовить массы к такой катастрофе. Если революция произойдет в надлежащее время, если она сосредоточит все свои силы, чтобы обеспечить свободное развитие сельской общины, последняя вскоре станет элементом возрождения русского общества и элементом превосходства над странами, которые находятся под ярмом капиталистического строя» (Там же. — С. 408-410).
Сейчас в России идут споры о национальной идее. Мне бы хотелось, чтобы спорщики прислушались к русской сказке и Марксу (даже ежели они считают этого мыслителя врагом!). Почему мигранты, оседающие в мегаполисах частенько по духу и сплоченности оказываются сильнее местного населения? У них сохранились общинные представления о мире и общинная же сплоченность. А ведь нам можно возродить общину на ином уровне, пусть и в городских условиях. Но для этого надо подчинить потребительское хотение коллективному волению хотя бы и на уровне улиц и микрорайонов. Возрождение русской общины — это национальная задача и национальная идея. Через новую общину можно будет укрепить и семью, и государство. Призрак капитализма всемерно будет сопротивляться сему. Но какое нам дело до призраков, гремящих своими мощными цепями. У нас есть сказочный советский образ Мальчиша Кибальчиша, который положил «душу за други своя».  Русский образ, христианский лик, антибуржуинская икона…

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: