Русский вкус Пасхи

 

Пасху у нас народ чтит. Христиане понятно почему, но и атеисты, и агностики совсем не отказываются от куличей и крашеных яиц. У Пасхи есть и запах, есть и вкус, приятные людям с малых лет.

Есть в этом Празднике что-то — связанное с чистым детством, с надеждой и любовью. «Торжество торжеств!»

Далеко не случайно главной пасхальной иконой является «Сошествие во ад». Сюжет велик и великолепен: Христос врывается в ад, одежды Спасителя развеваются, как крылья; двери ада разрушены и сложились в виде креста под ногами Бога; праведники ликуют, а бесы бегут и прячутся в самых тёмных закоулках; сатана связан, спутан и испуган. Ад хотел принять душу человека, а получил вторжение Сына Божиего. Ад отравился Христом. И все, уверовавшие во Христа, покидают темницы…

Однако, сей текст был создан не ради апологетики Православия. Он появился для иного…

В книге фантаста Романа Злотникова есть персонаж – американский разведчик Айвен Кройф, который изрекает следующее: «Порой мне кажется, что Господь наш Иисус Христос был не евреем, а русским. Ну, кто еще может стремиться на крест, плаху или виселицу с таким маниакальным упорством?»

У русского же философа и литератора В. В. Розанова находим такое высказывание: «Вся религия русская – по ту сторону гроба. Можно сказать, Россия находит слишком реальным и грубым самую земную жизнь Спасителя; она слушает полуоткрытым ухом Его поучения, притчи, заветы. Всё это она помнит, но умом на этом не останавливается. Но вот Спаситель близится ко кресту; Россия страшно настораживается, ухо всё открыто, сердце бьётся. Христос умер – Россия в смятении! Для неё это – не история, а как бы наличный сейчас факт. Она прошла со Христом всю невыразимую муку Голгофы».

Что же это? Русские и Россия в любом обличии — пусть христианском, пусть языческом или атеистическом — следуют по пути Христа. Василия Розанова стоит процитировать ещё раз: «Церковь есть не только корень русской культуры… она есть и вершина русской культуры. Об этом догадался Хомяков». «Отдать душу за други своя», – не это ли является основным свойством «загадочной» русской души? Поэтому Лесков написал «Очарованного странника» и «Соборян», а Островский раскрыл образ Павки Корчагина. Поэтому и в космос полетел Гагарин, поэтому и Вторую Мировую войну выиграл советский народ…

И не поэтому ли многие современные олигархи кажутся нам омерзительными (уж они-то на плаху не пойдут – в Лондоне прозябнут; и душу ни за кого, кроме самих себя не положат, лучше шкуру с ближнего сдерут с мясом).

Февраль 1917 года наша нация не приняла. Скорее царь Николай Второй по завету «душу свою отдал», но не Гучков, Алексеев, Милюков и князь Львов. Февралисты проиграли Ленину в силу своей неспособности даже приблизиться к Голгофе. Я не люблю Ильича, но он ближе к традиционно русскому восприятию мира, чем Керенский. Атеистическая «диктатура пролетариата» победила потому, что в своем антихристианстве она реально более соответствовала «русской вере», чем Временное правительство – синклит «подсвечников» и «Белое движение». Бывший семинарист Сталин (неверующий, что бы потом ни писали) гораздо адекватнее понял чаяния и желания народа, чем проповедники либерализма и троцкизма. Иосиф Виссарионович ведь тоже взошёл на свой эшафот, вступив в борьбу с перманентными революционерами. Он мог ведь и проиграть — но победил (неважно ради власти или чего то другого). Вместе с этим государственным деятелем победила и возродилась Россия (СССР). В 1917 г. Россия умерла, а затем и воскресла…

Во время «перестройки» наша страна рухнула в ад. Она попала туда не как Христос Пантократор, а как грешник, продавший своё первородство за гамбургер и чипсы. Россия не взошла на Голгофу, а впрыгнула на вершину Вавилонской башни, стоящей на дне последнего круга геенны. Хотели мы достать головой и руками до потребительских небес – дотянулись лишь до первой ступеньки католического чистилища. А отсюда ни Христа, ни Александра Матросова не видать, только мелькают перед глазами розовые штаны «пуссек» и белые «болотные» ленточки, привязанные к бамперу BMW.

Но всё же меняется ситуация. Народ, осознавший себя народом, начинает тихо-тихо, с напрягом подниматься вверх. Он возвращается на землю, где растёт виноградная лоза и текут реки… Бог нам помогает, он протягивает свои руки к нам, тянет нас за шкирку (хотя мы сего и не ощущаем). Впрочем, не забудем, что и нам надо самим карабкаться по скалам Тартара, разбивая колени, обдирая до крови  локти. Если человек, народ, государство не захотят спасти себя сами, то и Бог не станет помогать. Человек – подобие Господа и имеет свободную волю, иначе бы он и не был человеком (а только роботом, механизмом, муляжом).

У России имеется шанс спастись самолично и спасти другие страны и народы, варящиеся в адских котлах. Человечество задыхается от дыма преисподней, хотя некоторым и нравится вдыхать миазмы потребительства, и даже гордиться своим статусом на сковородках с антипригарным покрытием. Но русским не стоит отступать, у нас направление – Голгофа (символ не только Распятия, но и Победы над смертью, и Воскресения).

На Пасху с радостью вспоминают слова св. Иоанна Златоуста: «Если кто к одиннадцатому часу подоспел, пусть и он не смущается опозданием: ибо Владыка щедр и любит одарять, и последнего принимает, как первого; и пришедшего в одиннадцатый час отпускает на покой, как и работавшего с первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и тому воздает, и этого одаряет, и сделанное принимает, и намерения приветствует, и дела чтит, и замыслы хвалит». Это обращение к нам всем! И я верю в возрождение России, когда мы, словно в дни Пасхи Господней сможем повторить речь пророка Осии:«Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?»

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: