«С железом в руках, с крестом в сердце»

14 сентября Русская Православная Церковь совершает празднование в честь Августовской иконы Божией Матери («Августовская победа»). Эта икона связана с явлением Пресвятой Богородицы русским воинам в самом начале Первой мировой войны (1914-1918).

В Манифесте святого императора Николая Александровича от 26 июля (старого стиля) 1914 года говорилось: «Силы неприятеля умножаются: против России и всего славянства ополчились обе могущественные немецкие державы. Но с удвоенной силой растет навстречу им справедливый гнев мирных народов и с несокрушимою твердостью встанет перед врагом вызванная им на брань Россия, верная славным преданиям своего прошлого.
Видит Господь, что не ради воинственных замыслов или суетной мировой славы подняли Мы оружие, но, ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой Нашей Империи, боремся за правое дело. В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию. Да благословит Господь Вседержитель Наше и союзное Нам оружие, и да поднимется вся Россия на ратный подвиг с железом в руках, с крестом в сердце».
В тяжелые военные годы на протяжении всей истории России явственно ощущалось покровительство Пречистой Девы русскому воинству. Свидетельством тому служат почитаемые Ее иконы. Не стал здесь исключением и образ Августовской Божией Матери.
1/14 сентября 1914 года солдаты, офицеры и казаки стали свидетелями чуда – явления Пресвятой Богородицы, стоящей на облаке, держащей Богомладенца на левой руке и указующей путь правою рукой. Известно, что явление Божией Матери наблюдали в двух местах: под городами Мариамполем (ныне Литва) – обозные подразделения кирасиров, и Августовом (ныне Польша) – донские казаки. Расстояние между Мариамполем и Августовом составляет примерно 90 км.
Русские отряды отступали. Кирасиры знали, что их окружают немцы, и шансы солдат-обозников в сражении с регулярными немецкими подразделениями не то, что на победу, но даже и на выживание равнялись нулю. Казацкая же сотня попала в окружение, сумела спрятаться в лесу и выхода к своим найти не могла. Казаки-разведчики везде натыкались на германские разъезды.
Явление Пресвятой Богородицы произошло между 11 и 12 часами ночи и длилось около 15 минут. Солдаты и казаки сперва увидели загоревшуюся звезду, а потом на облаке над землей поднялась Божия Матерь. Когда образ постепенно растаял в ночном небе, в облаках еще некоторое время висел православный крест. Люди истово молились, опустившись на колени.
На следующее утро обозники вышли к своим частям. Казаки же, не запомнив, в какую сторону указывала Богородица, просто оседлали коней и позволили им идти свободно. Сотня также без проблем добралась до основной массы русской армии.
Расследование чуда, которое производил Святейший Синод, продолжалось два года (до ноября 1916-го). Однако о явлении Пречистой Девы стало известно многим. И первые иконы появились еще до официального решения Синода о признании чуда. Также по Российской империи распространились открытки с изображением чудесного явления Богородицы.
Генералитетом явление было встречено со скептицизмом. Традиционным было мнение: «Почему Божия Матерь не явилась перед войсками на фронте? Странно». На самом деле вопрос надуман. Пресвятая Богородица пришла на помощь тем, кто больше всего нуждался в ее заступничестве, кто не надеялся победить более сильного врага, кто молился в окружении.
До 1917 года по России ходило около 10 разновидностей Августовской иконы Богородицы. Многие образа были написаны по заказу самих воинов или их жен. Впрочем, все иконы имелись двух типов: либо с молящимися перед Святой Девой солдатами, либо казаками. Причем на некоторых «казачьих» иконах даже указывались имена свидетелей чуда. Исследователи подсчитали, что, по крайней мере, самовидцами чуда было около 60 казаков, что зафиксировано на различных списках иконы.
Надо отметить, что расследование Святейшего Синода происходило только в отношении события под Мариамполем. В архиве сохранились документы с конкретными именами и фамилиями свидетелей, среди них есть и рядовые, и офицеры.
28 сентября – 3 октября 1914 года развернулось многодневное Августовское сражение, в котором русская армия одержала победу. Православные солдаты и казаки связали ее с видением Божией Матери. Отсюда у иконы и второе название «Августовская победа». Известно, что в этой ожесточенной и кровопролитной битве под Августовом никто из свидетелей чуда не погиб.
В годы советской власти и господства воинствующего атеизма списки Августовской иконы Божией Матери бережно сохранялись, особенно в казацких краях. Но эпоха богоборчества сыграла свою негативную роль. В месяцеслов Русской Православной Церкви день празднования в честь этой иконы оказался официально внесен только 28 февраля 2008 года по указанию Святейшего Патриарха Алексия II.
На территории бывшего СССР ныне существует три православных храма, освященные в честь иконы Божией Матери «Августовская»: в Гродно (Белоруссия), Санкт-Петербурге и поселке Бугры (Выборгская епархия).
По сведениям книги «Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери» (автор-составитель Андрей Фарберов. – М.:«Ковчег», 2010) чудеса по молитвам матерей и жен за своих служащих в армии сыновей и мужей перед приснопамятным образом Богородицы происходили и в годы Великой Отечественной войны.
Всякий русский воин, воюющий «с железом в руках, с крестом в сердце», может надеяться на помощь Пресвятой Девы Марии.

«Днесь, вернии людие, светло почтим Пречистыя Богоматере пречудное явление, подавшей воином в вере православной укрепление, от смерти, ран и всяких лютых свобождение, и к Тоя честному образу зовуще припадем: радуйся, Богородице Дево Преблагословенная, землю Русскую от вражескаго обстояния избавляющая» (Кондак, глас 4).

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: