Свет апостола Иоанна
Теплое Эгейское море омывает берега острова Патмос. Именно там отбывал ссылку святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – любимый ученик Господа нашего Иисуса Христа. Считается, что здесь и был создан Апокалипсис – завершающая книга Библии. На Алтае гремит и плещется река Катунь. И она омывает своими водами остров, тоже именуемый Патмос, на котором стоит храм во имя апостола Иоанна. Так протягиваются невидимые узы между святыми местами, между поколениями первых христиан и православной Русью, принесшей христианство на языческий Горный Алтай, между прошлым и современностью, между нами и нашими духовными и физическими предками.
Сродник Мессии
В отличие от трех других апостолов и евангелистов жизнь Иоанна Богослова известна лучше. Он приходился сродником Господу нашему Иисусу Христу. Мать Иоанна и другого апостола Иакова Соломия была дочерью праведного Иосифа Обручника. Семья была зажиточной. Братья Иоанн и Иаков вместе с отцом Заведеем ловили рыбу в Галилейском озере и продавали купцам. Доходов вполне хватало на безбедную деревенскую жизнь. Однако братья бросили все и пошли вослед за Христом, стоило Ему только их позвать.
Апостол Иоанн был рядом со Христом и являлся самовидцем всего, что происходило: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин. 21:24). И у Креста Голгофы он стоял вместе с Пречистой Божией Матерью. Заботы о ней и поручил Сын Божий Иоанну, но не только как ученику, но и как родственнику по земной жизни.
И лишь когда свершилось Успение Пресвятой Богородицы, апостол Иоанн вышел на проповедь веры Христовой.
Он побывал в разных частях Римской империи, но основным местом, где апостол служил Богу и людям, оказалась Малая Азия – один из важнейших центров позднеантичного мира. Даже свое Евангелие Иоанн Богослов написал по просьбе малоазийских епископов. О чем сообщает Мураториев канон, известный по рукописям VII – VIII веков от Р. Х.
Святой апостол Иоанн, наверное, единственный из апостолов, кто не принял мученическую кончину за Христа, а ушел ко Господу в возрасте 90 лет. Но Священное Предание сообщает нам, что он придет на грешную землю перед Вторым Пришествием Христовым, обличит антихриста и примет мученическую смерть от рук служителей дьявола.
Евангелие и «Иоанново христианство»
Апостол Иоанн Богослов и загадочен, и на изумление прост. В Новый Завет включены его Евангелие, Откровение (Апокалипсис) и три соборных послания. Из них и вывели немецкие философы Освальд Шпенглер (1880–1936) и Вальтер Шубарт (1897–1942) термин «Иоанново христианство», который и использовали для описания православия в России. Но, пожалуй, он все же был придуман не ими, так как встречается еще у сардинского посланника при российском императорском дворе Жозефа де Местра (1753–1821).
«Иоанново христианство» наилучшим способом выражается в словах самого апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5).
«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:14–16).
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
«…Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16).
Если обозреть все эти высказывания и сложить их вместе, то получится, что «Иоанново христианство», требует живого понимания Божественного замысла о мире, любви к Богу и ближнему (вплоть до самой смерти) и действия, ибо не нужна Господу теплохладность человека в вере, мыслях, словах и делах.
В церковнославянском тексте вместо достаточно нейтрального «извергну тебя из уст Моих» идет совершенно жестокое и физиологичное «изблюю». Творцу противна до рвоты человеческая душа, переполненная вместо истинного и активного добра нежеланием вмешиваться и отстаивать веру.
По завету апостола
Православие не является «непротивленчеством» или «толстовством». Это хорошо было известно всегда. Христианские воины любых времен отличались храбростью, любовью к ближним своим, терпением, честью и честностью. Христианские православные святые – это не милые и мудрые дедушки и бабушки, мужчины и женщины, разглагольствующие о бедах житейских и падении нравов, но стражи и воители. Любовь не может смотреть безразлично, как предается поруганию святыня.
Христос у апостола Иоанна и грозен, и милостив. Но Он стал человеком, чтобы по любви Своей спасти от ига смерти весь человеческий род, отравленный грехом. Предвечный Бог движим любовью и от людей требует любви, настоящей, не сентиментальной, не поддельной.
Когда в XX веке на Россию нахлынула тьма безбожия, и почудилось, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь», и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле (Мф. 24:12), Русская Православная Церковь ответила на духовную катастрофу новомучениками и исповедниками, которые по любви своей встали на защиту веры и душ людских. И это стало четким проявлением того самого Иоаннова христианства, которое подметили в России со стороны ученые немцы и сардинец.
Священное Предание сохранило для нас фразу апостола Иоанна Богослова, которую он постоянно повторял в последние годы своего земного жития: «Детки, любите друг друга!»
По сути, это краткое изложение строк: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4:7–11).
Как угодно можно считать, но от этих слов лучится свет, свет апостола Иоанна Богослова. И он светит нам сейчас и оберегает наши души от холода расхристанного мира.
Отче Иоанне, моли Бога о нас грешных!