Свобода и своеволие

О свободе в XXI столетии принято говорить с придыханием и только в восхитительной форме. Но все далеко не просто. Под свободой часто люди даже из одной семьи понимают совершенно несхожие поступки и явления. Все светские определения свободы страдают односторонностью взгляда и сугубыми личными предпочтениями.

3 июля Русская Православная Церковь вспоминает священномученика Мефодия Олимпийского, епископа Патарского, жившего на рубеже III-IV веков. Он был борцом с ересью Оригена и известен целым рядом выдающихся трудов богословского содержания, которые известны были и в эпоху Средневековой Руси, причем изобильно цитировались в летописях и произведениях нашей литературы (например, в «Повести о битве на Калке» (XIII в.)).

Сщмч. Мефодий Патарский учил, что грех есть искажение и неправильное использование истинной свободы, которую Бог даровал человеку. Святитель также предупреждал и о другом: «…Подлинно есть люди, наряжающиеся в пышную одежду украшенных слов, как наряжаются женщины, чтобы прельстить юношей, если кто-нибудь из них, не оградив себя верою и целомудрием, взглянет на них. Посему, прежде тщательного исследования, нам должно с опасением принимать к сердцу такую речь; потому что обольстители часто успевают привлечь на свою сторону учителей, как Сирены, которые ненависть свою к людям пред бегущими от них прикрывают приятным пением издали».
Святые, засвидетельствовавшие верность свою Христу своей жизнью, мученической кончиной и своими творениями, дают нам уроки на тысячелетия вперед. Но часто ли мы прислушиваемся к ним? А ведь с помощью святоотеческой мысли можно многое понять и различить.

«Философия дикаря» Руссо

Жил-да-был во Франции философ, педагог и т. п. Жан-Жак Руссо, со дня рождения коего в этом году 28 июня исполняется 305 лет, а со дня смерти 2 июля 239 лет. Руссо, наряду с Вольтером, почитается одним из идеологических предтеч кровавой Французской революции конца XVIII века, сравнимой по жесточайшим последствиям лишь с революцией 1917 года в России.
Идеалом своей философии Руссо выставил «дикаря», живущего вне правил культуры и традиционной морали. И вот этот «дикарь» и восторжествовал в Париже 1789 года. А потом на гильотину – примитивный механизм для быстрого отсечения голов, по воле революционных «дикарей» отправились тысячи и тысячи людей, среди которых были и женщины, и невинные дети.
Биографам Жан-Жака известно, что он в юношеские годы с удовольствием почитывал вполне языческие романы, интересовался оккультизмом, легко воровал и лгал, состоял на содержании у женщин старше по возрасту, для получения привилегий спокойно перешел из протестантизма в католицизм, ругал культуру и насмехался над аристократами, которые снабжали философа деньгами и предоставляли кров. «Великий» педагог Руссо женился на безграмотной служанке гостиницы (бывшей коровнице) Терезе Левассер. С ней имел пятерых детей, спешно распиханных по воспитательным домам и приютам. Свою супругу Жан-Жак так и не научил различать, который наступает час…
И вот этот человек превратился во властителя дум тогдашнего «образованного общества», увлеченного его книгами и речами, где откровенно пропагандировалось революционное превращение мира. Как же не быть революции-то? А ведь надо было бы лишь последовать советам священномученика Мефодия Патарского. Но французские элитарии вряд ли его читали и почитали. Отказ от Господа нашего Иисуса Христа и следование за «духом мира сего» началось именно в так называемую эпоху Просвещения, глашатаем коей и выступал Жан-Жак Руссо. В итоге французы перестали быть французами.
И сейчас во Франции чтут революцию 1789 года, революционная песня является гимном страны, христианские традиции забыты и поруганы, а по городам шествуют парады содомитов. Свобода от греха превратилась в свободу греха и попрание человеческого в человеке.

Грехи революции

Но перенесемся в Россию. Чей это голос звучит: «Когда ослабеют или изменятся начала: Православие, Самодержавие и Народность, русский народ перестанет быть русским»? Владыка Феофан Затворник обличает нас.
29 июня Церковь празднует перенесение мощей святителя Феофана Затворника Вышенского (2002 г.). Этот великий русский православный святой предупреждал современников о том, что надвигается на Россию из Франции: «Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские, и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек – ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования – инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном.
Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие, безнравственность тоже расширяются. Требования свободы и самоуправства – выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции».
И сейчас, в наши дни, когда уже отгремели годы революции и гражданской войны, когда пала атеистическая советская власть, все равно справедливы и актуальны слова святителя Феофана Затворника: «Вот мы часто хвалим себя: святая Русь, православная Русь… Но осмотритесь кругом! Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого Православием. Слышна ли была когда – на русском языке – хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного».
Русский человек желает точно так же, как и в 1917 году, жить по своему своеволию, не ориентируясь на учение Матери-Церкви, не обращая внимания на мысли святоотеческие, но руководствуясь желаниями и похотями. А потому кто даст гарантии, что он не превратится в жертву очередного благообразного, расхваленного русскоязычного Руссо? Не обратит свободу во зло самому себе и своим ближним?
Вопросы есть, да ответа нет. Все возможно в расхристанном сообществе, где над Богом смеются, а Церковь ругают постоянно. Чего только стоит одна шумиха вокруг передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви? Крик, шум и гам на пустом месте ради личных амбиций и политических инсинуаций! А то, что храм-то – дом Божий, «прогрессивная» общественность и знать не намеревается…

Пастырь добрый

2 июля – день памяти святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца.
Владыка Иоанн – это фактически наш современник. Он в полной мере испил чашу российской революции. И всегда, и везде – хоть в Югославии, хоть в Китае, хоть на филиппинском острове Тубабао, хоть в США он старался быть вместе с паствой. «Пастырь добрый» сносил все горечи и беды рядом с послереволюционными эмигрантами, лишившимися и Отечества, и даже средств к существованию. То, что произошло с нашей страной, святитель видел отчетливо и без предубеждений. Также он зрел препятствия на пути восстановления исторической России: «Надеясь спасти и возродить Россию осуществлением своих программ, общественные деятели почти всегда выпускают из вида, что, кроме действий человеческих, в исторических событиях проявляется Перст Божий. Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство…
Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе.
Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции, ибо, по словам апостола Павла, особенно грешны те, которые знают, «что делающие нечто достойны смерти; однако не только делают их, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 32). Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной».
Святитель Иоанн очень любил детей, зная, что прежде всего они оказываются первыми жертвами смутных времен. В одном из вариантов жития святого сказано: «Его любимцами были дети, которых он так охотно держал при себе. Он всегда интересовался ими, экзаменовал их, посылал им открытки и приносил подарки. Он мог смотреть им в глаза по несколько минут тем теплым лучистым светом, который проникал в глубину души, и это было как объятие матери для младенца. Этот взгляд был незабываем. Тело этого аскета было как высохшая кора дерева, но каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле».
Будучи в Шанхае, святитель Иоанн ходил сам по трущобам и собирал детей, оставшихся без родительского попечения. Далее он помещал их в православный приют и и никогда не забывал помогать своим «найденышам». Надо учесть то, что в Шанхае 30-х гг. прошлого века дети могли попасть в руки криминалитета. Не допустить развращения и гибели неокрепших детских душ являлось одной из главных задач святителя.
Святитель боролся активно против грехов паствы, но никогда не забывал и о своих. Он говорил и писал: «Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться.
Наши грехи – это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием.
Или сжигаются они одни, или сгорает вместе с ними и сам человек, отдавшийся греху».
В сражении с грехом Владыка огромное значение придавал посту и молитве и уже при жизни прославился чудесами, которые затем продолжались и у его гроба.
Он ушел ко Господу в 1966 году в американском городе Сиэтле во время молитвы перед Курской Коренной иконой Божьей Матери. Тогда сильная жара охватила окружающие районы. И в течение шести дней, пока решались вопросы с погребением, тело святителя оставалось нетленным.
Архиепископ Иоанн (Максимович) был прославлен в 1994 году РПЦЗ, а Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 24 июня 2008 года. Известно, что «при вторичном открытии мощей Владыки Иоанна 1/14 декабря 1993 г. было совершено их омовение и переоблачение. После омовения мощи оказались темно-коричневого цвета, подобно мощам в Киево-Печерской Лавре и на Востоке».
Святитель Иоанн, родившийся на территории нынешнего Славянского района Донецкой области (об этом надо припомнить в связи с тем, что с 2014 года происходит на этих землях), знал и читал с любовью «Киево-Печерский патерик» (составлявшийся на протяжении веков, начиная с XIII века). И нет ничего странного, что в своей жизни Владыка часто следовал примерам отцов из Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, которые надежно отсекали ложную свободу и своеволие и в помыслах, и в делах. И архиепископ Иоанн уже в посмертии воочию показал нам свою особую близость к древнерусским святым…
Злоупотребление свободой и потакание самому себе – основные принципы жизни в потребительском обществе. И внимая славословиям и наставлениям «мудрецов» вроде Руссо или иного одержимого, можно погубить и страну, и семью, и свою личность довести до полного распада.
Мир регулярно атакует человека, подбрасывая пищу для своеволия и мнимую свободу. И спастись от этих иллюзий, торящих дорогу в никуда, можно только прильнув к сокровищам, бережно хранимым Церковью. А священномученик Мефодий Патарский, святитель  Феофан Затворник и святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский всегда придут на помощь.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: