Тайна Пресвятой Богородицы

На Руси всегда чтили Пресвятую Богородицу. Так уж повелось испокон веков. И в современной России, даже в самом отдаленном ее уголке, есть храмы, освященные в честь Божией Матери или одного из Ее многочисленных образов.

А еще в Священном Писании и Предании и церковных богослужениях православные христиане находят эпитеты, которыми показывается значение Пречистой Девы для нашего сердца: Царица Небесная, Всеблагая наша Наставница, Ходатаица о нашем спасении, Звезда, являющая Солнце, Честнейшая Херувим, Молния, души просвещающая, Незаходимая Небесная Заря, Мати Света Невечерняго, Заря таинственного дня, Всепетая Мать, Путеводительница, Взбранная Воевода победительная, Невеста Неневестная и т. д.

Выдающийся православный искусствовед и иконописец Леонид Александрович Успенский в своем труде «Богословие иконы Православной Церкви» отметил, «что календарь Русской Церкви, в которой иконография Богоматери очень развита, насчитывает 260 Ее икон, прославленных чудесами и литургически празднуемых. Вообще же, Сергиевская Минея (изд. 2-е, 1901, т. 1) насчитывает 700 наименований Ее икон».

В древнеримских катакомбах, где совершали свои богослужения первые христиане, на стенах и саркофагах находят изображения Божией Матери, относящиеся ко II веку от Р. Х. В большинстве своем они связаны с сюжетами Рождества Христова и Благовещения. И это нельзя счесть случайностью.

Уже в первые столетия христианства широкое распространение получила молитва «Богородице, Дево, радуйся», непосредственно связанная с Благовещением. В Рождестве Христовом раскрывается великое и таинственное Пришествие Господне в наш грешный мир, а в сути празднования Благовещения – главная тайна Пресвятой Богородицы. Накануне праздника и попробуем поговорить о ней.

Доверие и вера

Русский философ Алексей Лосев (в монашестве – Андроник) утверждал: «Доверять значительно тяжелее, чем верить.  Мы должны полностью полагаться на волю Бога, несмотря на самые невыносимые условия существования». В конце концов, «…и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Вера без доверия Богу к спасению не приведет.

Благовещение же показывает нам всемерное доверие Девы Марии Предвечному Богу. Ангел Господень возвестил Пречистой, что Творец признал Ее достойной стать Матерью Бога по человеческой природе и поведал о грядущем Воплощении от Нее Бога Слова. Известно, что Пресвятая Троица никогда не лишает человека свободы выбора, а потому сама возможность Рождества Господа нашего Иисуса Христа и зависела от решения, захочет ли избранная Богом Дева принять уготованное Им. И Она согласилась: «…се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Здесь и проявилась высшая точка доверия дочери праведных Иоакима и Анны Всемилостивому Богу, который всемогущ, но насильно никого не спасает. Отроковица подарила шанс всему роду людскому на покаяние и разрыв уз греха и смерти. Если угодно, то в подвиге Девы все человечество прозрело и очнулось: «Мир сей есть тело, в котором водружены два ока. Око левое и слепое – Ева, око правое и светлое – Мария. Темным оком омрачен был целый мир, и ощупью ходили люди. Что не останавливало их на пути, то почитали они Богом, ложь именовали истиной. Но когда воссиял для них свет в чистом оке от вселившегося в него Небесного Света, тогда обратились и исполнились раскаяния люди, уразумев, что по собственному своему измышлению утратили жизнь» (Преподобный Ефрем Сирин).

Мы достаточно плохо понимаем эпоху, в которую жила Пресвятая Богородица. Во многом то время отличается по нравам и законам от нашего. Часто современный человек совершенно спокойно относится к фрагменту из Нового Завета: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:18–19). Но ведь в Ветхом Завете говорится: «Если кто возьмет жену, и… скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства»… Если сказанное будет истинно и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 22: 13–14; 20–21).

Получается, что даже если праведный Иосиф отпустил Деву Марию, то Ей угрожала бы смерть. Вряд ли кто-то захотел бы разбираться в истинном положении дел. И Богородица тоже знала об этом. Но Она доверилась Господу полностью, презрев даже и вероятную гибель. И это перевернуло всю всемирную историю, начавшуюся с грехопадения, «ибо что связала дева Ева чрез неверность, то Дева Мария разрешила чрез веру» (Сщмч. Ириней Лионский). Святитель же Иоанн Златоуст все тоже разъясняет нам с очевидностью: «…Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь – чем осуждены, тем и увенчаны».

Лествица небесная

Каково положение Пречистой в глазах Божиих, мы можем судить по тому, как сотворилось первое чудо на браке в Кане Галилейской (превращение воды в вино) Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 2:11). Сын Божий явил Свою силу по просьбе Ее.

С данным эпизодом соединена и одна-единственная заповедь Пресвятой Богородицы, показывающая величие веры: «…Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5). У Нее нет ни малейшего сомнения во Христе.

Церковь Православная чтит Божию Матерь выше всех ангелов и святых. Богородица ближе всех к Богу. Она носила в себе Того, Кто превыше всего мироздания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) четко все обозначил: «Что желали исполнять величайшие угодники Божии, то Божия Матерь, по данной ей Божественной благодати, исполняла на самом деле. И как исполняла? Сперва сердце ее и утроба осенены были Святым Духом; потом чрево ее соделалось храмом существенно вселившегося Господа; духовная радость от присутствия в ней Господа обымала все ее существо, как она сама это засвидетельствовала. Обыкновенно святая радость объемлет человеков, сподобившихся ощутить в себе действие Святаго Духа, тем более Богоматерь была преисполнена Божественной радости.

По рождении Богочеловека она находилась к Нему в ближайших отношениях. На руках и в объятиях ее Он провел младенчество; неразлучно с нею был не только в отрочестве своем, но и в юношеском и мужеском возрастах, до самого вступления своего в Божественное служение, продолжавшееся три года с половиною. Никто другой не был столь близким слышателем слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такою тщательностью и любовью не хранил их».

Однако Богородица телесно близка и к нам, обыкновенным людям. Она не была избавлена при своем рождении от первородного греха, как и все мы. Но показала, как преодолеть наши грехи, довериться Богу и найти Жизнь Вечную. В храмах мы поем слова из акафиста Пресвятой Богородице (икос 2): «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли́на небо». И это просто констатация факта. Пречистая Дева, покорясь воле Божией, открыла нам дорогу в Небесный Иерусалим. Такова главная тайна Богородицы, хранимая Церковью.

И надо учесть еще одно: бывают дни, часы, минуты, когда мы себя чувствуем грешными настолько, что нам стыдно обращаться к Творцу всяческих, хотя это состояние и является ложным, так как Бог всегда примет покаяние от человека в любом его положении, если оно искренне. Сознавая свои немощи, тогда мы и обращаемся за помощью к Богородице. Она ведь Всемилостивая Заступница и Утешительница. Она Мать. И мы доверяем Ей как Матери.

Православные христиане считают себя братьями и сестрами во Христе, но отсюда же и вытекает, что Пресвятая Богородица приходится нам духовной Матерью. А потому и не известно ни одного церковного богослужения, во время которого хотя бы раз не прозвучало имя Преблагой Девы.

И как же веселится душа наша, когда под сводами храма восходят слова: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная».

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: