Тарас Шевченко как физиономия украинства

Современное украинство как идеологию можно легко представить себе в виде идола древнеримского Януса, имеющего два лица. Первое лицо – политико-террористическое – Степан Бандера, а вот второе – «культурное» – Тарас Шевченко.

С первой физией все ныне понятно. Националист и социалист Бандера каких-то значительных вопросов не вызывает, представляя собою «реинкарнацию» и ухудшенную копию известного Юзефа Пилсудского, только на другой почве.

Далее же все не так просто…

Вторая физиономия старше первой, и формироваться она начала раньше возникновения первой. И это неудивительно. Культура подчеркивает особенность и отделенность любого этноса в мире народов и племен. Она возникает из религиозности, поведенческих стереотипов и элементарного быта, а не из философских конструкций и экономической жизни. Можно утверждать, что тенью Шевченко создатели украинства решили отгородить малороссов от великороссов, дабы разорвать общее культурное поле русского народа.

Культ Тараса Шевченко (1814-1861) – великого поэта, художника и мученика, пострадавшего от Самодержавия, возник уже в советское время, в период насильственной украинизации Малороссии и Новороссии.

Однако все началось уже в первые годы после революции, когда при прямом участии наркома просвещения А. В. Луначарского были установлены памятники Шевченко в Петрограде (1919) и Москве (1918). И это приключилось в период сноса напропалую монументов, посвященных выдающимся русским государственным деятелям! Полноценное же раскручивание имиджа «великого сына украинского народа» приходится на 20-30-е гг. XX столетия. В честь него переименовываются учебные заведения, театры, населенные пункты, улицы и площади. Решающим, конечно, был 1939 год, когда разразился всесоюзный шабаш в честь 125-летия со дня рождения «Кобзаря» – Шевченко.

Впрочем, в Царской России либеральное и революционное сообщества тоже пытались продвинуть Тараса Шевченко в общеимперские гении. В 1914 году лично А. Ф. Керенский (одна из самых страшных фигур нашей истории!) пробивал официальное празднование юбилея, да ничего не вышло.

Правда, такому развороту дел очень порадовался товарищ Ульянов: «Запрещение чествования Шевченко было такой превосходной, великолепной, на редкость счастливой и удачной мерой с точки зрения агитации против правительства, что лучшей агитации и представить себе нельзя…После этой меры миллионы и миллионы «обывателей» стали превращаться в сознательных граждан и убеждаться в правильности того изречения, что Россия есть «тюрьма народов»…»

На самом деле до революции 1917 года для агитации Т. Г. Шевченко не очень-то годился. Хотя его пропагандировали революционеры весьма активно. Даже настоящих волнений по поводу запрета в 1914 году не приключилось: побегали студентики, побегали, интеллигенция пороптала, пороптала, статьи протестные выпустились – и все!

Конечно, революционному «возмущенному разуму» Шевченко был мил за строки, так перекликавшиеся с «Интернационалом». Сравним:

«Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь Мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов.

Весь Мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый Мир построим:

Кто был ничем, тот станет всем».

(«Интернационал»)

«Поховайте та вставайте,

Кайдани порвіте

І вражою злою кров’ю

Волю окропіте.

І мене в сем’ї великій,

В сем’ї вольній новій,

Не забудьте пом’янути

Незлим тихим словом».

(Тарас Шевченко. Заповіт, 1845 год).

Но вот малороссам, великороссам, белоруссам Шевченко вообще не был интересен. В конце концов, на малороссийском наречии отлично писали настоящие гении и таланты, такие как Николай Гоголь, Иван Котляревский и хороший знакомый Шевченко – Пантелеймон Кулиш. Их знали и уважали. Про Гоголя и говорить нечего, а пародийную «Энеиду» Котляревского на малороссийском с удовольствием читал Великий Князь Николай Павлович, будущий Император России.

Однако ни Гоголь, ни Котляревский, ни Кулиш революционному подполью и разрушителям Империи не годились. Николай Гоголь был откровенным имперцем и великим русским писателем, Котляревский – чиновником, военным, этаким «царским сатрапом», а Кулиш, набаловавшись украинством, просто перешел на имперские позиции. Украинская идеология XXI века их использовать по-настоящему была не в состоянии, приходилось переделывать и искажать и их произведения, и их биографии. А Тарас Шевченко в роли культурного лица «Незалежной» практически идеален, годятся и биография, и стихи, и картины (хотя они-то в последнюю очередь!).

Детство Тараса было тяжелым. Он очень рано осиротел. Выходцу из семьи крепостного крестьянина, склонному к живописи, грозила участь обыкновенного деревенского «богомаза». Но ему повезло, так как довелось попасть в услужение к помещику Энгельгардту. Тот заметил у своего «казачка» склонность к рисованию и отправил учиться живописи. Тогда существовала мода на своих крепостных художников у дворянства.

Шевченко откровенно повезло. Его хозяин перебрался в столицу. Здесь Тарас случайно встретился с земляком И. М. Сошенко, который ввел его в образованные круги Петербурга, где уже существовала мода на этнографический эксклюзив из Малороссии. Судьбой самородка-художника из глухой провинции заинтересовались такие выдающиеся деятели искусств, причем очень влиятельные в обществе и при дворе, как Василий Жуковский и Карл Брюллов. Стихосложение Шевченко их не привлекало, а помочь они решили именно Шевченко-живописцу.

Чтобы творческая личность развивалась, Тараса Шевченко надумали выкупить из крепостного состояния. Однако его господин В. В. Энгельгардт, отлично сознавая, что к его домашнему художнику проявилось любопытство среди столичных любителей изящных искусств, посчитал возможным нажиться на выкупе. Он запросил огромную по тем временам сумму в 2500 рублей.

В апреле 1839 года в Аничковом дворце прошел аукцион, на который был выставлен портрет Жуковского работы Брюллова. Четыреста рублей внесла Императрица Александра Федоровна, триста – Наследник престола Александр Николаевич, триста – Великая Княгиня Елена Павловна, остальные деньги предоставили другие участники мероприятия. Вольную Шевченко его помещик подписал в апреле, но в силу она вступила только 1 июня, после передачи денег. Тарас валялся в больнице, заболев тифом. Поэтому окончательно дело и завершилось с некоторой растяжкой во времени.

Получив свободу, Тарас Шевченко стал учиться у Брюллова. Его частенько приглашали в популярные салоны. И в Санкт-Петербурге он уже приобретает известность как поэт. Сборник стихов «Кобзарь» выходит в 1840 году за счет попечителей.

Вплоть до ареста в 1847 году Шевченко живет привольно. Достаточно неплохо зарабатывает. Но суть его жизни можно охарактеризовать словами из «Энеиды» Котляревского:

Чи знаєш, він який парнище?

На світі трохи єсть таких,

Сивуху так, як брагу, хлище,

Я в парубках кохаюсь сих.

Надо сказать, что в эти же годы выявилась такая черта характера Шевченко, как неблагодарность. Он соблазнил невесту своего благодетеля Сошенко Марию, а потом ее бросил. У Шевченко есть строки:

Тяжко-важко в свiтi жити

Сиротi без роду:

Нема куди прихилиться,

Хоч з гори та в воду!

Так вот Мария была сиротою, но Тараса это не волновало.

Шевченко же лишился свободы по делу панславистского Кирилло-Мефодиевского общества, куда он вступил после знакомства с историком-украинофилом Н. Костомаровым. Участники общества далеко не случайно попали под подозрение. Российским охранителям памятно было, что во время мятежа «декабристов» в нем участвовали и масонские сторонники панславизма с польским душком.

При следствии, естественно, проводились обыски. И были обнаружены рисованные карикатуры непристойного содержания на Августейшую фамилию, написанные рукой Шевченко. Но Императора Николая Павловича оскорбили не они, а отрывок из поэмы «Сон», где Тарас Освобожденный откровенно посмеялся над Императрицей:

Цариця-небога,

Мов опеньок засушений,

Тонка, довгонога,

Та ще, на лихо, сердешне

Хита головою…

В письме к П. Анненкову Виссарион Белинский (бывший в курсе событий) отмечал: «…Наводил я справки о Шевченке и убедился окончательно, что вне религии вера есть никуда негодная вещь. Вы помните, что верующий друг мой говорил мне, что он верит, что Шевченко – человек достойный и прекрасный. Вера делает чудеса – творит людей из ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика свободы. Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому. Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля – один на г<осударя> и<мператора>, другой – на г<осударын>ю и<мператриц>у. Читая пасквиль на себя, г<осударь> хохотал, и, вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы, за то только, что он глуп. Но когда г<осударь> прочел пасквиль на и<мператри>цу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: «Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но ее-то за что?» И это понятно, когда сообразите, в чем состоит славянское остроумие, когда оно устремляется на женщину. Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал (что, между прочим, доказывает, что они нисколько не злы, а только плоски и глупы), но уверен, что пасквиль на и<мператри>цу должен быть возмутительно гадок по причине, о которой я уже говорил».

Впрочем, наказали Тараса Шевченко вполне умеренно, как тогда поступали с дебоширами. Его отправили служить рядовым, но не на Кавказ, где тлела перманентная война, а в Оренбургский край, с запретом писать стихи и рисовать. На службе Шевченко не выучился даже строй держать, спал хорошо, кушал нормально, выпивал с офицерами. А запрет строго никто и не соблюдал – литератора и живописца жалели. От тех дней остались и рисунки, и стихи, и проза. Кстати, к 1848 году относится автопортрет Шевченко, на котором он изобразил себя обнаженным… снизу и на фоне корабля. Этакая неуемная оригинальность в пошлости!

В 1857 году Тараса Шевченко амнистировали. И он вернулся в столицу, где продолжил богемный образ жизни, страдая от алкоголизма и недолеченного триппера. Именно от последних он и принял преждевременную кончину в 1861 году.

Собственно, о Тарасе Шевченко все бы благополучно и забыли, но находились всегда представители революционно-либеральных кругов, постоянно напоминавшие о нем. Уж больно его «творчество» им импонировало. Украинству XXI века оно тоже сгодилось и пригодилось. Тематический плач, карго-культ, культ смерти, кровь, местечковая обида на весь мир – это «святая святых» Шевченко.

А лучше всех о творчестве «Кобзаря»-Шевченко высказался Николай Васильевич Гоголь: «Дегтю много… дегтю больше, чем самой поэзии… Его погубили наши умники, натолкнув на произведения, чуждые истинному таланту».

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: