«Тмутараканская» шизофрения и упадок элит

Закон неравномерности развития элиты (интеллигенции) и народа (простонародья), открытый генералом Валентином Александровичем Мошковым более чем сто лет тому назад, позволяет нам прикоснуться к корням проблем, проявившихся в XXI веке.

Процесс схлопывания национальных элит-систем снизу и открытие их для транснациональной элиты сверху носит всеобщий характер и затрагивает практически все значимые страны на нашей планете. Он сопровождается весьма негативными тенденциями в политике, экономике, демографии и духовной сфере общественного бытия, причем убыстряя движение к гибели современную цивилизацию, в той форме, которую мы наблюдаем последние триста лет.

Человеческая история делает новый виток, сопровождаемый вторичной архаизацией. То есть мы проваливаемся в социальном аспекте куда-то в далекое прошлое, но наступает не Новое Средневековье (по Н. А. Бердяеву) – его мы проехали в XX столетии, в период между 1917-1991 годами, а некий древнекаменный век. Техника прогрессирует, а общество деградирует.

Почему это происходит? По Мошкову − история – это история элит (интеллигенций). Но где-то в XVII-XVIII вв. образовалась транснациональная элита (ТНЭ), включившая в себя представителей разных народов и разных держав. Объединительным императивом послужил «денежный фетишизм». Злато победило на надгосударственном уровне булат. Пиком «Золотого века» ТНЭ явилась Французская революция 1789 года, когда была сокрушена Имперская элита одного из сильнейших государств того времени. Правда, ее заранее разложили в эпоху «Просвещения» (1688-1789). Как мы видим, границы периода отлично указываются «Славной революцией» в Англии и Французской революцией.

ТНЭ была открытой системой и благополучно росла на протяжении всего XIX столетия и самого начала XX-го. Количество политико-экономических кланов (ПЭК) в ней увеличивалось. А потом она схлопнулась снизу. Национальные элиты были отсечены. Старые ПЭКи обнаружили, что новые – «молодые и голодные» выигрывают у них конкуренцию.

Поводом для схлопывания послужила и Великая война (1914-1918), и революции в ходе и после нее, главным результатом которых стала ликвидация Имперских элит.

Дело в том, что только Имперские элиты в состоянии противостоять ТНЭ. Они втягивают в себя лучших представителей национальных элит, попутно и стимулируя развитие «простонародья» в Империи. Только не надо думать о какой-то особой благотворительности или благожелательности. Имперские элиты по-другому просто не в состоянии существовать и удерживать в рамках одной государственной системы народы со своеобразными и часто несовпадающими стереотипами поведения. Имперский стереотип поведения, продуцируемый элитой, должен проникнуть в «глубинный народ» и наслоиться на национальные стереотипы. Основой же Имперского стереотипа обязательно выступает стереотип «стержневого этноса» (по В. Махначу).

Классической Имперской элитой была Российская. Ее члены могли на дух не выносить друг друга, но когда поднимался вопрос о службе Империи, то они и сотрудничали, и защищали общие интересы, как их понимали.

В российскую Имперскую элиту легально и легитимно входили: русские (Суворов, Потемкин), малороссы (Разумовские), грузины (Багратион), остзейские немцы и т. д. Русское «простонародье» было тоже Имперским, но и инородческое «простонародье» не отставало, − служить Белому Царю было делом почетным и у кавказских, и у степных, и у дальневосточных этносов Империи.

Имперская элита в отличие от чисто национальной отличается повышенной степенью открытости, включая в себя и выходцев из чужих стран, и из своего «простонародья». Тот, кто не верит в это, может посмотреть списки профессуры Московского университета периода Империи, где поразится количеству потомков крестьян, мещан и священников, попавших туда.

Открытость Имперской элиты России была ее силой, но и ее слабостью, так как позволяла проникать внутрь наперсникам ТНЭ почти без препятствий. Но устойчивость элиты Российской Империи обеспечивалась Самодержавием. Как только оно ослабевало, то начинались внутриэлитарные «разборки» (см. «дворцовые» перевороты в XVIII веке). В 1917 году Самодержавие искусственно устранили при прямом воздействии ТНЭ. И Имперская элита эпично и по-библейски рухнула, ибо был отнят «Удерживающий».

Падение Австрийской, Германской, Османской и Российской Империй в начале XX века вывело транснациональную элиту на новый уровень, когда у нее соперников не осталось.

Советская элита Имперской уже не была. Она изначально являлась политически шизофреничной. В ней проклевывались остатки Имперскости, ведь невозможно вырасти в Империи и даже отвергая ее, не заразиться Имперским духом. Отсюда и вытекало постепенное собирание земель, входивших в Российскую Империю. Отсюда же и выскочил лозунг-извращение о «социалистическом Отечестве».

Однако, в целом, советская элита имитировала стереотипы поведения транснациональной элиты и создавала свой глобалистский проект «Советский Союз».

Большевистский лидер и второй «вождь» (после незабвенного Ильича») Л. Д. Троцкий в статье «Сигнал тревоги» (1933) писал: «Важнейшую задачу диктатуры Ленин видел в демократизации управления: „каждая кухарка должна научиться управлять государством“».

Обучить управлять можно кого угодно, и кухарку тоже. Но вот далеко не всякая кухарка реально сможет управлять и служить образцом для мимесиса «простонародья».

Никого не удивляет, что сочинять музыку как Чайковский и Рахманинов дано не всем, а писать стихи подобно Пушкину и Лермонтову в состоянии только единицы. Нужен талант, определенные свойства характера и склад ума, которые даются Богом при рождении. Если их нет, то после обучения, на выходе в лучшем случае получатся − музыкальный критик или графоман.

Управление – это тоже искусство. Кухарку можно научить принципам, способам его, да и много еще чему, но ежели нет изначальных данных, то в итоге получится бюрократ, перекладывающий бумажки в упоении от своего  мнимого превосходства над толпой. Тоже самое произойдет и с неспособным аристократом, инженером, кучером, водителем самосвала и зубным техником. Знали ли об этом Ленин и Троцкий? Конечно. Но демократизация управления, да и, вообще, демократия, − наилучший камуфляж для олигархии: хоть советской, хоть западной, хоть тмутараканской.

СССР создавался не как Империя, но в качестве зародыша транснационального государства и на потребу ТНЭ. И чем дальше советская элита отходила от Имперскости, тем быстрее она приближала свой крах. После 1975 года (Helsinki Final Act) он стал фактически неизбежен.

Советский Союз окончательно развалили потерявшие даже 1 процент Имперского духа, те, кто рос и воспитывался уже после 1917 года. Парадокс заключается в том, что «отставшее» «простонародье» сохраняло Имперскость, а элита ее проворонила.

На развалинах СССР, в большинстве государств к власти пришли чисто национальные элиты, которые взрастил сам советский строй. В Российской Федерации процесс формирования элиты идет с явным запаздыванием. И она пока не имеет собственного лица. А на Украине законсервировалась элита позднего Советского Союза, только поменявшая версию идеологии: с кондового интернационализма на интернациональный национализм (оксюморон, но лучшего термина не найти).

Между тем, транснациональная элита схлопнулась и погрузилась в «упадок» (по Мошкову), увлекая за собой национальные элиты Европы и шизофреническую элиту Украины вполне преднамеренно, дабы сохранить сложившийся статус-кво в современном мире. А последние следуют за первой, ибо направлены воспроизводить стереотипы ТНЭ, отказавшись от своих.

2022 год это продемонстрировал уже со всей неотвратимой очевидностью.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: