Византийский публицист Плифон из Мистры и политическая мысль эпохи Ренессанса

Георгий Гемист Плифон (1355 – 1456 ?), долгое время проживавший в небольшом городе Мистре на Пелопоннесе и известный серьезным влиянием в придворной среде Византийской империи, ныне незаслуженно забыт. Между тем, его воззрения оказали значительное влияние на политическую мысль Возрождения.

Плифон состоял в переписке с несколькими византийскими императорами, создал закрытый кружок своих сторонников в Мистре, а в период проведения Ферраро-Флорентийского собора (принявшего решение об унии Католической и Православной Церквей) познакомился с Козимо Медичи, игравшего роль аналогичную в чем-то современному нам Дж. Соросу.

Медичи и Плифон являлись сторонниками объединения Церквей под верховным руководством римского папы. Идеи Плифона были приняты во Флоренции целым рядом интеллектуалов. Обычно рассуждают о воздействии платонизма в плифоновской обработке, но это не совсем так.

Георгий Гемист Плифон создал свой уникальный образ идеального государства и идеального правителя. Трактат «Законы», к сожалению, не дошел до наших времен в сколько-нибудь приглядном виде. Но из оглавления, сохранившегося полностью и отдельных частей, становится понятным, что Плифон наделял правителя возможностью принимать любые решения на благо государства, при этом, не ориентируясь на обыденную мораль. По сути, мы имеем дело с макиавеллизмом до Макиавелли.  Но Плифон и здесь далеко не исчерпан. В «Законах» он предполагает влияние на людей и иными способами. Не случайно Плифон, прикрываясь в реальной жизни, приверженностью к христианству, для своих почитателей показывает свою любовь  к некоей смеси язычества с зороастризмом и выступает против православного монашества и идеологии паламизма. Он предлагает скрытно менять систему власти, воздействуя на человеческие страсти (в том числе и в религиозной сфере).

В данной ситуации наследником Плифона необходимо признать Джордано Бруно, который, так же как и Никколо Макиавелли, создал идеал государственного мужа. Только если у Макиавелли проблемы власти решает государь (князь и т. д.) – лицо публичное, то у Бруно всем верховодит маг, манипулирующий людьми как куклами-марионетками.

Собственно сам Плифон свои принципы передать и Бруно, и Макиавелли не мог. Но между ними имеется посредник – Марсилио Фичино, пользовавшийся покровительством семейства Медичи и развивавший неоплатонизм в духе Плифона. Бруно и Макиавелли числили себя среди последователей Фичино.

Кстати, один из представителей династии кондотьеров Малатеста, перенес прах Плифона из Мистры в Римини, ибо был почитателем последнего.

Нельзя не упомянуть и о том, что Плифон являлся ярым поклонником греческого народа и не одобрительно отзывался о других этносах погибающей Византийской империи (что следует из его переписки). И стоит заметить, что о турках, уже почти захвативших Византию, публицист пишет вполне благосклонно.

Таким образом, условный национализм мыслителя, жившего  ок. 600 лет тому назад, удивительно пересекается в представлениях с современными нам русскими националистами, ратующими за отделение Кавказа от России.

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: