Власть. «Мерзость пред Господом — коварные сердцем…»
Мы сейчас живем во время заката великой европейской цивилизации, зародившейся в эпоху Ренессанса и раскинувшей свои крылья на всех континентах планеты. Европа достигла уровня сытости и праздности, доселе никогда невиданного в истории человеческого рода. Все это вряд ли бы случилось без особой силы воли и яростной жажды власти.
Власть и иерархия сами по себе важны и нужны. Без них невозможно нормальное функционирование ни общества, ни государства, ни самой маленькой организации.
Нынешние потомки конкистадоров и кондотьеров потеряли духовное наследие предков и с упоением целуют ноги иноземцам с определенным цветом кожи в раже истерического покаяния, рискуя в ближайшем будущем потерять и материальные дары прошлого.
Параллельно происходит процесс разрушения властных отношений и иерархии в семье, обществе, государстве. Но за ним скрывается внеперсонифицированная власть транснациональных кланов, не ограниченная религией и этикой. Некто стирает цивилизацию точно так же, как уборщик стирает пыль с подоконника.
Однако, властолюбивые анонимы выросли в недрах самой гибнущей цивилизации и руководствуются концепциями власти, появившимися на заре современной Европы.
22 июня 1527 года скончался итальянский философ и не очень успешный политик Никколо Макиавелли. Его имя стало нарицательным для обозначения тотального аморализма в политике, что является откровенным передергиванием фактов. Макиавелли был далеко не первым и не последним, кто построил теорию власти без Бога и морали, продвигая вперед только идеи целесообразности.
В Ветхом Завете говорится: «Мерзость пред Господом – коварные сердцем…» (Притч. 11, 20). Но если не учитывать Господа, то можно самому господствовать, имея любое сердце: теплохладное, гневливое, брезгливое, да любое, вообще. Макиавелли Бога не учитывает, что с неизбежностью становится понятным при ознакомлении с его трудами, такими как «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки».
Флорентийский философ пропагандирует действия правителя, подчиненные лишь достижению властных целей и более ничему. Все рассуждения о народном благе не более чем рассуждения.
Макиавелли – апологет властного каинизма и олигархической республики. Высший представитель элиты может подобно «льву» давить силой, а может как «лиса» добиваться реализации своей воли обманом, хитростью, клятвопреступлением, да чем угодно. Единственным ограничителем его деятельности является сама элита, которую, впрочем, иногда тоже рекомендуется придушивать.
Государь Макиавелли – это олицетворение публичной власти, манипулирующей обществом как открыто, так и скрытно.
В XIX веке Наполеон I Бонапарт, после потери власти и оказавшись в ссылке на острове Святой Елены, в беседе со своим биографом назвал Никколо Макиавелли профаном в политике. Что же его подвигло на сие высказывание? Ведь сам Наполеон часто рассуждал вполне в духе флорентийца:
«…Девятнадцать из двадцати тех, кто управляет, не верит в мораль, но они заинтересованы в том, чтобы люди поверили, что они пользуются своей властью не во зло…»
Причиной негодования «корсиканского чудовища» надо признать излишнюю публичность макиавеллиевского властителя. Наполеоновское время уже не предполагало ее. Те же газеты оказались гораздо страшнее и разрушительнее для властных отношений, чем яд Борджиа или насилие семейства Медичи.
Доподлинно не выяснено знал ли Наполеон еще об одной концепции власти периода Возрождения, обнародованной монахом-расстригой, сожженным 17 февраля 1600 г. на Campo dei Fiori в Риме.
В приговоре Джордано Бруно Ноланца совершенно не упоминается ни наука, ни гелиоцентрическая система Коперника, якобы и послужившие поводом для расправы. Джордано Бруно, сам называвший себя магом и приверженцем оккультных практик, был сожжен своими же за разбалтывание того, о чем говорить нельзя. Попутно был создан еще и образ «мученика науки», пострадавшего от религиозного фанатизма.
Удобно, дешево, практично и сердито. Элита избавилась от трепача и получила знамя, под которым так просто затыкать рты «консерваторам».
Впрочем, Бруно первоначально не думали сжигать. После ареста шесть лет дали на раздумье. Но этот «маг» посчитал себя столь значительной фигурой, что понадеялся на свою неуязвимость. От него требовали покаяния за пропагандирование запретных взглядов. Сказал бы, что все им раскрытое чушь и общество успокоилось бы. Под чушью так хорошо скрыть и значительную тайну.
Бруно не пожелал каяться. Тогда его бывшие «друзья», повздыхав, отправили дурака на костер.
К слову, Джироламо Савонаролу (1452—1498), противопоставившего себя элите сожгли быстро. Он был изгоем для нее. И с ним расправились без церемоний.
В Европе после 1453 г. (гибель Византии и окончание Столетней войны) формируется трансгосударственная элита. Этому способствовали браки, совместное обучение в университетах, владение единым международным языком – латынью, общие экономические интересы. На смену власти булата устремилась власть злата. Булат публичен, а деньги любят тишину.
Причиной гибели Бруно, скорее всего, стал небольшой текст De vinculis in genere («О связях в общем»), где на вершине скрытой иерархии находится маг, манипулирующий людьми через провоцирование их страстей, использующий для своей власти сторонние грехи.
Современный исследователь жизни и оккультных сочинений Джордано Бруно историк культуры и оккультизма Йоан Петру Кулиану в книге «Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484» отмечает, что «Бруно впервые разрабатывает концепцию магии во всех ее значениях, рассматривая эту «науку» как безошибочный психологический инструмент для манипуляции как массами, так и отдельными людьми. Знание соответствующих «связей» (vinculo) позволяет магу осуществить свою мечту стать Владыкой мира: он сможет, когда и сколько угодно повелевать природой и человеческим обществом».
Концепция власти Ноланца ныне доминирует в XXI столетии. Это четко показывают и события, связанные с пандемией COVID-19. Только вот выезжать за счет игры на грехах долго не получится в катастрофической ситуации, хоть при руководстве государством, хоть при управлении производством, хоть при продаже пирожков.
Представитель круга лиц, обслуживающих трансгосударственную элиту, некогда предупреждал: «Менеджеры, которые не считают благополучие своих людей и нравственность своей организации своим серьёзным долгом, рано или поздно на горьком опыте поймут, что эти вопросы имеют практическое, а не только нравственное значение. Зависимость работает в обе стороны. Существует закон обоюдности. Если вы не будете давать высокий приоритет благополучию ваших людей, они не будут давать высокий приоритет вашему благополучию. И если вы не будете давать высокий приоритет нравственности вашей организации, все вокруг могут сделать точно так же. Попробуйте тогда добиться выполнения хоть какой-то работы!» (Гарольд Дж. Ливитт, профессор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета).
В условиях нынешнего кризиса это предупреждение актуально как никогда, в том числе и для России. Апатия масс хуже любых потрясений для государства. И манипуляционная «магия» не поможет сохранить свою власть перед натиском чужой.