«Всякий человек ложь»
В Священном Писании, церковной гимнографии и святоотеческих творениях Господь Бог наш имеет множество эпитетов, через которые человек пытается передать основные качества Его. Безусловно, человеческая мысль и слово не в состоянии полноценно описать их. Но, что интересно, Предвечный Бог нередко именуется: Знающим тайны сердца (Пс. 43:22), Правдивым (Втор. 32:4; Пс. 91:16.), Нелживым в обетованиях (Тит. 1:2), Праведным (Ин. 17:25), Любящим правду (Пс. 10:7). Все эти эпитеты говорят нам о том, что Пресвятая Троица не терпит лжи – этого весьма своеобразного греха, который часто сам по себе и не существует, а присоединяется к какому-нибудь другому и трансформирует его. Без лжи не бывает гордыни, убийства, клятвопреступления, воровства и т. д. Если человек не лжет другому человеку, то все равно обманывает самого себя. Например, «если убивал, то только по делу; если воровал, то только у богатых; если занимался ростовщичеством, то люди же ко мне сами шли, я их не заставлял». Ложь – коварный грех. Недаром Господь Иисус Христос сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Ложью оказались соблазнены в Эдеме Адам и Ева. Потом и сами стали лгать Богу, оправдывая свое непослушание, сваливая вину на кого-то другого: Ева – на змея, а Адам – на жену. Хитрость лжи очень хорошо видна на этом примере. Ей ведь надо еще хотеть поверить. А потом уже она сама и заползет в сердце. У первых людей ложь присоединилась к гордыне, к желанию стать «как боги». И не подумали они, что через грех обожествления не достигнуть. Человек – «образ и подобие Божие» – захотел уподобиться Богу, но без Творца, а самостоятельно. Первородный грех был бы невозможен без лжи.
Каин, погубивший брата своего, Авеля, тоже использует ложь, дабы прикрыть свой поступок. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему» (Быт. 4:9).
Далее из Писания мы можем почерпнуть огромное количество примеров, когда ложь привносила дополнительный импульс греховности в уже свершившийся грех. Неслучайно в 115-м псалме, достаточно хорошо известном воцерковленным христианам, ибо он входит в Канон ко Причащению, утверждается, что «всяк человек ложь». А еще святой апостол Павел тоже вторит псалму: «Бог верен, а всякий человек лжив…» (Рим. 3:4).
Давайте вдумаемся в эти слова. Не грешник только лжив, не грешник лишь есть ложь, но всякий человек. И даже праведник может попасть в сети лжи, но он имеет силы выпутаться из них, в отличие от простого потомка Адама и Евы.
У преподобного Дорофея Палестинского (VI век от Р. Х.) имеется «Поучение о том, что не нужно лгать». В нем святой показывает, что люди используют три варианта лжи: словами, мыслями и самой своей жизнью. Сам же авва Дорофей говорил еще, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения». То есть даже «благая ложь», «ложь во спасение» есть грех. И если мы вынуждены его совершить ради блага ближних наших, то не должны почитать себя праведными. Ложь останется ложью.
В Книге Иова «благая ложь» льется рекой. Друзья праведного Иова предлагают ему покаяться перед Богом за грехи, которые он не совершал. Естественно, они действуют не во вред ему. Они доброжелательны и любят Иова. Но прежде всего они лгут самим себе, считая предположения о греховности Иова доказанными. Потом им правда пришлось покаяться перед праведником, претерпевшим мучения не по своей вине, но только после вмешательства Господа.
В Ветхом Завете приводятся и иные примеры лжи, которые, казалось бы, были необходимы для достижения вполне благопристойной цели.
Праотец Авраам во время голода отправился в сытый Египет – тогдашнюю житницу Ближнего Востока и Леванта. Насколько известно из Писания, Бог его туда не направлял. Авраам поступил по своему произволению. В Египте Авраам вынужден был выдавать свою жену Сарру за сестру, боясь того, что ради ее красоты может быть убит слугами фараона, чрезвычайно охочего до женщин из других народов (Быт. 12:12-13). Сарру же взяли в гарем правителя Египта. Праведный Авраам солгал. И за это был вразумлен Господом, ибо ему пришлось долго ждать наследника от любимой Сарры. Кстати, он также оказался наказан Творцом, ибо ввел в стране порядки, когда притеснялся любой человек ради его прихоти.
В Книге Судей Израилевых рассказывается о могучем Самсоне – защитнике еврейского народа. Он привязался к Далиле (Далиде). А она его предала враждебному племени филистимлян, выведав, в чем содержится необыкновенная сила Самсона, лишила его ее (16:4-20). Важно, что Самсон лгал Далиде, а она ему. Все закончилось трагической гибелью Самсона.
Ложь мы обнаруживаем и в делах патриарха Иакова. Он с помощью лжи купил первородство у Исава за плошку чечевичной похлебки (Быт. 25:29-34), а потом с помощью обмана получил благословение, предназначенное первенцу Исаву, у своего отца Исаака (Быт. 27:1-40). Совершивший эти поступки Иаков затем сам получил уроки от Господа, когда в городе Харране вместо красавицы Рахили вынужденно женился сперва на ее сестре Лии, а затем еще и для того, чтобы добиться свадьбы с первой, служил у тестя Лавана семь лет.
Библия очень честна. Она намеренно не выгораживает великих пророков, праведников и праотцов. Она повествует об их грехах, научая нас избегать лжи, а поддавшись ей, не возноситься и стремиться к покаянию. Вообще, отношение ко лжи однозначно в Писании и тезис «всяк человек ложь» оспорить нельзя:
«Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: “мы заключили союз со смертию, и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя”» (Ис. 28:14-15).
«Злой порок в человеке − ложь; в устах невежд она − всегда. Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель» (Сир. 20:24-25).
«Сыны человеческие − только суета; сыны мужей − ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты» (Пс. 61:10).
Но возникает вопрос: «А как же отличить ложь от правды? Так как она подделывается под истину». Православный святой преподобный Иустин (Попович) на основании Священного Писания и Священного Предания дает добрый совет, который пригодится православному христианину: «Мы можем узнать, что есть неправда, только когда узнаем, что есть правда. Человеческий род никогда бы не узнал определенно, с ясностью, что есть правда, что есть единая правда Божия, если бы она не являлась в лице Богочеловека Христа. Как только мы посмотрим на Него, мы видим всеобъемлющую правду и научаемся от Него, что есть правда. Что же есть правда? – Это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть служение правды (2 Кор. 3:9). Кто не служит Христу, тот служит неправде. Как каждая неправда есть грех, так и каждый грех есть неправда. Неправедный обязательно и грешен, и наоборот, грешный обязательно неправеден».
Чем больше в XXI столетии человечество отходит от Христа Бога, тем оно больше наполняется ложью, тем больше смерти: и духовной, и физической привносится в мир. И сбываются перед нашими глазами слова из Нового Завета, изначально сказанные не для нас, а для древнего языческого сообщества: «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму − делать непотребства…» (Рим. 1:25-28).
Ложь захватывает Землю, чему способствуют и СМИ, и соцсети, и массовая культура, и философия победившего материализма. За ней же прячутся грехи, разрушающие фундамент цивилизации. Святитель Николай Сербский был совершенно прав, указывая, что «от Бога нас отделяет ложь, и только ложь… Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога».
Что же делать нам, грешным? Ответ можно получить не только в Библии и святоотеческих трудах, но даже и у писателя Александра Солженицына: «…Самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!»
Всяк человек есть ложь, но Господь нас избавит и от нее, если сами искренне захотим этого.