Загадка апостола Луки

Эпоха апостольской проповеди пришлась на время заката античной цивилизации. Нет, внешне все выглядело благополучно. Легионы диктовали римскую волю всему Средиземноморью и гарантировали Pax Romana даже в самых отдаленных уголках империи. По державе прокладывались дороги, некоторые из которых существуют и до сих пор, усмирялись бунты и отражались наскоки варварских племен, а все сокровища Ойкумены стекались в вечный город.

Распад Древнего мира

Однако в самом воздухе Поздней Античности носился запах какой-то прели. В Риме скапливались не только богатейшие люди империи, но и чернь, отвыкшая от военного дела, ремесла, обработки земли, торговли и привыкшая жить на подачки от правителей. А поэтому в столице государства образовалось своеобразное сосуществование новоявленных крезов, радующихся хиосскому вину и паштету из соловьиных языков, и нищеты, живущей за счет бесплатной раздачи хлеба, иногда мяса и пойла, схожего по вкусу с уксусом. Это разделение наслаивалось и на рабов. В Риме были рабы, не только сами имевшие рабов, но и часто обладавшие состояниями большими, чем у их хозяев. На свободу они не стремились до тех пор, пока Сенат не принял закон о вольноотпущенниках, предписывающий не брать с них налоги. Любопытно, что даже гордые патриции начали фиктивно самопродаваться в рабство, чтобы потом опять же самовыкупиться и ничего не отдавать в казну Рима.

Языческую религию в Древнем Риме скушало преклонение перед довольством и комфортом. Кое-как духовную жизнь поддерживала греческая культура и философия, но и они не спасали думающего человека в условиях замершего бытия империи, которое не могли взбудоражить ни гладиаторские бои, ни кровавые дворцовые перевороты и расправы с политическими противниками.

Христианство пришло своевременно, чтобы спасти Великий Рим от Великого Рима, чтобы люди вместо иллюзорного вечного города получили путь к настоящей вечной жизни. Апостолы как врачи пришли исцелить мир по воле Божией. Неслучайно один из них – евангелист Лука – знал лекарское искусство в совершенстве.

Евангелист и врач

Как ни странно, но о создателе третьего синоптического Евангелия, авторе Деяний святых апостолов – Луке – в Новом Завете говорится совсем мало. Мы знаем, что он был верным спутником первоверховного апостола Павла (2 Тим. 4:10), (Флм. 1:24), не принадлежал к числу «обрезанных», то есть христиан из иудеев, владел профессией врача (Кол. 4:14).

Лука не входил в число 12 ближайших учеников Господа нашего Иисуса Христа, но принадлежал к 70 «малым» апостолам, посланным на проповедь Сыном Божиим.

Местом рождения апостола Луки Священное Предание считает город Антиохию в римской Сирии, который по своему великолепию мог поспорить с самим Римом и Александрией. По происхождению Лука принадлежал к эллинам, но, скорее всего, он еще до встречи с Христом признавал Единого Бога. Учитывая, что греческий язык Евангелия от Луки безупречен, можно предположить у автора наличие хорошего классического образования и возможное знакомство с Септуагинтой – переводом на греческий язык Ветхого Завета в III веке до Р. Х. по приказу правителя эллинистического Египта Птолемея Филадельфа.

Евангелие от Луки, по мнению ученых, писалось намеренно для греков, желавших принять Благую Весть. Оно построено как послание к некоему Феофилу (имя эллинское). Цель его же сам Лука обозначил так: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:2–4).

Эта фраза служит для некоторых исследователей оправданием их мнения о том, что Лука лично с Христом не встречался. Но здесь апостол просто говорит, что он собрал многие сведения о земной жизни Господа. А ведь так и должно было происходить. Лука действует как типичный историк античного круга, изыскивая факты у тех людей, которых сам знал хорошо и доверял.

В Евангелии Лука вполне согласованно повторяет отдельные моменты жития Спасителя, однако дополняя сюжеты подробностями, которые в Евангелиях апостолов Матфея, Марка и Иоанна не встречаются.

У апостола Луки имеется рассказ о встрече с Воскресшим Господом нашим Иисусом Христом по дороге в Эммаус: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:13–19, 21–32).

Данный отрывок из Евангелия очень важен. Из собеседников Христа апостол называет Клеопу, умалчивая о втором. Так могло произойти лишь в одном случае, если этим вторым и был сам Лука. Явно здесь он не повторяет чужое повествование…

Иконописец

Священное Предание утверждает, что апостол Лука являлся и первым иконописцем. Он написал икону Пресвятой Богородицы и самого Спасителя, причем сама Божия Матерь одобрила ее, а также образ первоверховных апостолов Петра и Павла.

Тому, что врач оказался еще и художником, удивляться не следует. Сами условия обучения лекарей в Древнем мире требовали и дара рисователя. Безусловно, в пользу того, что Лука был первым иконописцем, свидетельствует и его Евангелие, где он излагает факты, которые мог узнать только у Пречистой Девы (например, о посещении Пресвятой Богородицей семьи пророка Захарии). Как знать, не позировала ли Матерь Божия Луке по просьбе святых апостолов?!

Православный святой и писатель Симеон Метафраст (X век от Р. Х.) пользовался древними книгами жития апостола Луки, до нас не дошедшими. Он утверждал, что Лука учился в Египте. И это не надо подвергать сомнению – врачебное искусство там развивалось еще со времен фараонов. А историки полагают, что на христианскую иконопись повлиял так называемый файюмский портрет, под которым подразумевалось искусство создания погребального образа в технике энкаустики, развивавшееся в Файюмском оазисе античного Египта.

Будучи в Египте, Лука вполне мог побывать и даже учиться в Файюме, тогда процветавшем и многонаселенном. Впрочем, эти «портреты» археологи находят и в других частях и городах Египта. Симеон Метафраст охарактеризовал труд иконописца Луки так: «Всего отраднее то, что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, Которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени… И это он сделал не для себя только, но и для всех верных, любящих Христа».

Свою мученическую кончину за веру Христову апостол и евангелист Лука принял в возрасте 84 лет. Он был распят на масличном древе в Фивах (греческая область Беотия). Язычники искренне торжествовали, убив праведника. Но история посмеялась над ними. Мы читаем Евангелие от Луки, молимся перед святыми иконами, а в храмах звучат слова: «Истиннаго благочестия проповедника и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная».

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: