Когда человека просят выразить все то, что он думает о воспитании [1], его душу сковывает некая тяжесть, что ошибочно внешне принимается за отвращение.
Если все действительно так и люди сторонятся священных слов, устали от богословия, если такая в значительной степени необоснованная нетерпимость к «догме» возникла из какого-то нелепого пресыщения среди священства в прошлом, то, я полагаю, что раз мы устали, нашим потомкам суждено пожать прекрасный урожай того, что мы посеяли.
Возможно, слово «воспитание» когда-нибудь покажется поистине старым и беспредметным, как и слово «оправдание»[2], встречающееся сейчас лишь в пуританских фолиантах.
Гиббон [3] находил ужасно смешным то, что людям приходилось буквально сражаться из-за различий между понятиями «Homoousion» (Единосущный) и «Homoiousion» (Подобосущный) [4]. Придет время, когда кто-нибудь громко рассмеется, узнав о том, что люди выступали против сектантского образования или светского воспитания, люди, которые были очень известными и занимали видное положение, осуждали школы за то, что они учат следовать кредо (символу веры), а не следовать вере.
Для Гиббона эти два греческих слова выглядели очень похожими, однако в реальности они означают совершенно разные вещи. Слова «вера» и «кредо» не выглядят похожими, но означают примерно одинаковые вещи. «Кредо», по сравнению с «верой» является словом латинским.
Теперь, прочитав об образовании и воспитании бесчисленные статьи в газетах и написав немало из них, услышав оглушительные и неопределенные дискуссии, окружавшие меня с самого рождения, о том, должна ли быть религия частью воспитания, о необходимости гигиены в воспитании, о том, что милитаризм несовместим с правильным образованием, я много размышлял над этим бесконечным процессом и мне стыдно говорить о том, что главный факт я увидел сравнительно поздно в своей жизни.
Главный факт о воспитании – это то, что его нет. Его не существует, как существуют, например, богословие или служба в армии. Богословие (теология) – слово, сходное с «геологией». Служба в армии (soldiering) сходно со словом «пайка» (soldering) [5]. Эти науки могут быть полноценными, но в качестве хобби. Они имеют дело с камнями и чайниками, то есть с определенными предметами. «Воспитание» — слово, не похожее на «геологию» или «чайники». Слово «воспитание» сходно со словами «передача», «наследование», оно обозначает не объект, но метод. Оно должно обозначать передачу определенных фактов, взглядов и качеств последнему рожденному ребенку. Это могут быть самые тривиальные факты, самые низкие качества, но если они передаются из поколения в поколение, это является образованием. Воспитание отличается от богословия, оно не является низшим или высшим понятием, и тем более они не принадлежат к одной категории. Богословие и воспитание соотносятся друг с другом как любовное письмо и Главное почтовое отделение. Мистер Фейгин [6] был таким же воспитанным, как и доктор Стронг [7], хотя, наверное, на практике более воспитанным. Это, возможно, что-то дало, скорее всего, яд. Воспитание-образование – это традиция, предание, но (как видно из названия) может превратиться и в предательство.
Эта первичная истина очень банальна, но в наших политических сочинениях она постоянно игнорируется, так что ее надо прояснить. Маленький мальчик живет в небольшом доме, является сыном мелкого ремесленника, его учат, как правильно есть завтрак, принимать лекарства, любить свою страну, молиться и носить воскресную одежду. Очевидно, что Фейгин, встретив такого мальчика, научил бы его пить джин, врать, богохульствовать, лицедействовать и предавать свою страну. Г-н Солт [8], вегетарианец, запретил бы завтрак; г-жа Эдди [9] выбросила бы все его лекарства; граф Толстой упрекнул бы мальчика в любви к своей стране; Блэтчфорд [10] запретил бы ему молиться; а Эдвард Карпентер [11] теоретически осудил бы воскресную одежду, да и вообще всю одежду. Я не защищаю ни одну из этих прогрессивных точек зрения, и тем более, точку зрения Фейгина. Я не задаюсь вопросом, почему все это множество объединяется в единую абстрактную сущность, называемую образованием. И дело не в том, что ремесленник сочетает образование и христианство; г-н Солт – образование и вегетарианство; Фейгин – образование и криминал. Дело в том, что между всеми этими учителями нет ничего общего, кроме того, что они учат. Иными словами, есть лишь одно, что они разделяют и ненавидят – общая идея авторитета. Странно, что люди рассуждают об отделении догмы от образования. Догма – это то, что, на самом деле, нельзя отделять от образования. Это и есть само образование. Учитель, который не догматичен – это просто учитель, который не способен ничему научить.
Примечания
- Education в английском языке может обозначать и «образование», и «воспитание». Г. К. Честертон очень любил использовать игру слов. Таким образом, это слово в тексте стоит понимать двояко. Кроме того, в русском языке данное слово означает не просто получение знаний, но и формирование образа человека.
- Оправдание верой — одно из основных положений протестантизма, выдвинутое Лютером, согласно которому спасение души человека (оправдание, т. е. преодоление его греховной природы) совершается без посредничества церкви в силу внутренней веры человека в искупительную жертву Христа, являющейся единственным средством его общения с Богом. Английская Реформация опиралась на национальную традицию критики Римско-католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Дж. Уиклифа и лоллардов, в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. на рубеже XV-XVI вв. Впервые идеи лютеранской Реформации стали проникать в Англию в начале XVI в. В 1536 г. Комитет Реформации под председательством Кранмера, поддерживавший тесные связи с немецкими протестантскими теологами Ф. Меланхтоном, М. Буцером, В. Ф. Капито, А. Озиандером и др., сформулировал основные принципы англиканского вероисповедания — «Десять статей», закреплявшие, несмотря на их компромиссный характер, разрыв с римско-католической доктриной, поскольку в них признавались лишь 3 таинства — Крещение, Евхаристия и Покаяние, а также декларировался протестантский принцип оправдания верой. (по материалам «Православной энциклопедии» )
- Гиббон, Эдвард (1737- 1794) — английский историк. Автор «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776—1788).
- Единосущный (греч. όμοούσιος, омоусиос) — термин для указания на единосущие ипостасей Бога. Понятие о единосущии Бога-Троицы выкристаллизовалось в ходе борьбы за православное учение с арианской ересью. Первое указание на термин «единосущный» в отношении Сына Божия к Отцу приписывают святителю Осии Кордувийскому. В итоге этот термин был закреплен в общепринятом Никео-Цареградском символе веры: «Верую… во единаго Господа Иисуса Христа… единосущна Отцу». Подобосущный (греч. όμοιούσιος, омиусиос) — важный в церковной истории IV в. богословский термин. Во время борьбы между Православием и арианством, особенно обострившейся при покровителе ариан имп. Констанции (сыне Константина Великого), явилась средняя партия, которая, соглашаясь в прочих пунктах с Никейским символом веры, предлагала вместо термина единосущный (όμοούσιος) для второго лица Св. Троицы близкий по звукам, хотя весьма отличный по содержанию термин «Подобосущный» (όμοιούσιος, от όμοιος – подобный и οὺσία – сущность). На это могли согласиться умеренные ариане, но православные находили, что признание Сына Божия только подобным Отцу не отличает Его принципиально от прочих людей, которые также имеют образ и подобие Божие. Каково бы ни было понимание «единосущия», православные всегда отвергали допустимость термина «подобосущие». Дело в том, что еще Аристотель в «Метафизике» (V, 15) определил точное значение слова «подобосущие»: «тождественны те предметы, у которых одно существо, подобны те, у которых одно качество, равны те, у которых одно количество». Именно поэтому свт. Афанасий утверждает, что «подобное сказуется подобным в отношении не к сущностям, но к внешнему виду и к качествам, о сущностях же должно быть сказуемо не подобие, но тождество» (Афанасий Великий, свт. Творения. Т. III. С. 162). Свт. Василий Великий также указывает на некорректность термина «подобосущие», поскольку «подобным и неподобным называется что-либо относительно к качествам, а Божество свободно от качественности» (Василий Великий, свт. Письмо 8. К кесарийским монахам // Творения. СПб. Т. III. С. 16).
- Честертон преднамеренно использует игру слов (слова soldiering (англ.) — служба в армии, подготовка солдат и soldering (англ.) — пайка, лужение чайников). Это очень похоже на ситуацию с όμοούσιος (омоусиос) и όμοιούσιος (омиусиос). Два слова, казалось бы, очень сходные, отличающиеся всего лишь в одну букву, но несущие абсолютно разный смысл.
- Фейгин, в русских переводах романа чаще некорректно Феджин — персонаж-антагонист в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста». В предисловии к роману он описывается как «приемник краденого», но в самом романе он чаще упоминается как «весёлый старый джентльмен» или просто «еврей». Родившийся в Лондоне, Фейгин описывается гротескно. Он — лидер группы детей, среди которых есть Ловкий Плут и Чарли Бейтс, которых он учит зарабатывать на жизнь карманными кражами и другими видами преступной деятельности в обмен на крышу над головой. Отличительной чертой является его постоянное и совершенно неискреннее использование фразы «мой дорогой» при обращении к другим. В романе из слов другого персонажа Монкса мы узнаём, что Фейгин уже сделал преступников из «десятков» детей, которые вырастают, чтобы либо жить, либо умереть, совершающих те же преступления, что и взрослые.
- Доктор Стронг – персонаж из романа «Дэвид Копперфильд» Чарльза Диккенса. Описание доктора Стронга из произведения Диккенса: «Мистер Уикфильд представил меня моему новому начальнику — доктору Стронгу. Он показался мне таким же заржавленным, как железная решетка перед домом, и таким же тяжелым и неподвижным, как большие каменные урны, подвышавшиеся на одинаковом расстоянии друг от друга на красной кирпичной ограде. Урны эти напоминали величественные кегли, которыми будет играть Время. Доктора Стронга мы застали в его библиотеке. Платье его было не особенно хорошо вычищено, волосы не особенно хорошо причесаны, панталоны у колен и длинные черные гетры не были застегнуты пряжками, а башмаки его стояли на ковре у камина и зияли, словно две пещеры. Доктор Стронг повернул ко мне свои тусклые глаза (они напомнили мне давно забытую старую слепую лошадь, которая когда-то паслась на блондерстонском кладбище, спотыкаясь о могилы) и подал мне руку, с которой я не знал что делать, ибо она сама оставалась совершенно пассивной».
- Солт, Генри Стивенс (1851-1939) — английский писатель, борец за социальные реформы тюрем, школ, экономических учреждений и обращения с животными. Также известен как социалист, пацифист, литературный критик, биограф, ученый-натуралист. Именно Солт впервые познакомил Мохандаса Ганди с влиятельными работами Генри Дэвида Торо и оказал влияние на учение Ганди о вегетарианстве.
- Эдди, Мэри Бейкер (1821–1949) – американская писательница и общественно-религиозный деятель, основательница религиозной секты «Христианская наука», автор известной книги о «духовном врачевании» «Наука и здоровье, с ключом к Священному Писанию» (1875 г.). Бэйкер Эдди настаивала на том, что человек может исцелить себя сам (правильным направлением мысли, например, управлять своей жизнью, а наслаждаться может не только физически, но и духовно). Она называла такое исцеление христианскими методами лечения.
- Блэтчфорд, Роберт Пил Глэнвилл (1851 — 1943) — британский активист-социалист, журналист, воинствующий атеист, противник евгеники и английский националист. В начале 1920-х годов, после смерти своей жены, он обратился к спиритизму.
- Карпентер, Эдвард (1844-1929) – английский поэт-социалист, философ, один из первых борцов за права гомосексуалистов. Был близким другом Рабиндраната Тагора и Уолта Уитмана. В качестве философа известен своей работой «Цивилизация, ее причины и излечение». Он считал, что цивилизация есть некая форма болезни общества, которую оно должно перенести. Как защитник гомосексуализма, оказал влияние на взгляды Д. Г. Лоуренса, Шри Ауробиндо и вдохновил Э. М. Форстера на роман «Морис».
Перевод: Гончаров Н.А.
Вычитка и правка: Гончаров А.И